Нехорошо человеку быть одному, — гласит Ветхий Завет; потому что человек – животное социальное, дополнили ученые. А студент, который отправляется в американский ВУЗ, оказывается, если так можно выразиться, вдвойне один – новичок в учебе, пришелец в другой стране.
Один из способов прочно укорениться в новой культурной почве – это вступить в студенческое братство или сестринство.
Эти своеобразные организации нередко упоминаются в голливудских фильмах и англоязычной литературе, но общее представление о них у нашего студента обычно довольно смутное: греческие буквы в разных сочетаниях, нелепые церемонии, много алкоголя, тайные рукопожатия, по которым свои опознают своих, издевательства над кандидатами в поступление, красивые девушки из группы поддержки.
Реальные фратернити и сорорити включают в себя все вышеперечисленное и многое другое; это настоящие корпорации с многомиллионными бюджетами и своим лобби в правительстве.
Они заслуживают серьезного отношения к себе, так что перед отъездом стоит прозондировать почву на предмет братств и сестринств вашего ВУЗа.
Как пишет журналист «Тайм» Шарлотта Альтер
«Существует вопрос, который почти так же важен при поступлении в колледж, как финансовые возможности и академическая репутация заведения. Быть или не быть «греком»?
В некоторых случаях у вас просто нет выбора: в «University of Texas Pan-American» сто процентов студенток состоят в сорорити, а девяносто девять процентов студентов – в фратернити. Такое подавляющее преимущество редкость, но даже там, где братства представлены намного меньшим числом членов, они все равно имеют большое влияние на студенческую жизнь».
Как появились братства и сестринства и что они такое сейчас?
Первое «греческое братство» возникло по тем же причинам, по которым люди продолжают в них вступать: из-за нежелания чувствовать себя отверженным и одиноким. В 1776 году студент колледжа Уильяма и Мэри Джон Хифф, которого не приняли в два братства латинских букв (клуб «Плоских шляп» и группу «Пожалуйста, не спрашивай»), решил организовать свое сообщество, с блэкждеком с греческими заглавными буквами в названии. Так появилось «Фи Бета Каппа», сообщество, организованное по принципу масонских лож: с испытанием новичков, торжественным ритуалом посвящения, тайными знаками, по которым свои узнают своих и обязательной взаимной поддержкой.
Затем филиалы «Фи Бета Каппа» открылись в других университетах, а вскоре появились новые братства, со своими наборами букв. Женские сообщества, организованные по принципу братств, появились почти на век позже, что неудивительно, учитывая, что женщин начали зачислять в университеты только в середине девятнадцатого века. Сорорити, конечно, вели себя куда благонравней фратернити: с одной стороны, женщины должны были отстаивать свое право учиться рядом с мужчинами, и результаты менее чем блестящие уже засчитывались как поражение, с другой стороны, студентки все равно пытались соответствовать викторианским идеалам «ангела в доме».
Члены сестринств и братств считались (и в большей части своей действительно являлись) студенческой элитой. Гражданская война приостановила развитие братств, но по ее окончанию наступил так называемый Золотой век, когда бурно развивались уже существующие студенческие организации и создавались новые. Братства и сестринства стали неотъемлемой частью студенческой жизни Америки. В период Первой и Второй мировых войн братства были ориентированы на помощь военнослужащим – бывшим студентам, в целом являясь эффективными волонтерскими организациями.
После Второй мировой войны братства обрели ярко выраженный армейский дух; испытания кандидатов на вступление в братство «унаследовали» жестокость и изобретательность армейской дедовщины (хотя и до этого не отличались человеколюбием).
Шестидесятые годы чуть было не прикончили братства: пацифизм и индивидуализм хиппи плохо сочетался с их традициями. Но к концу семидесятых братства снова были на коне и продолжали свое развитие вплоть до настоящих времен.
Преимущества вступления
В братствах состояла половина президентов США, пятеро из десяти бизнесменов нынешней топ-10 журнала Fotrune; треть всех Верховных судей и три четверти конгрессменов последнего созыва. Цифры кажутся еще более значительными, если учесть, что члены фратернити составляют всего четыре процента от экономически активного населения США. Первая женщина-сенатор была членом сорорити.
Член братства почти втрое повышает свои шансы на успешное окончание учебы.
Опрос Гэллапа тридцати тысяч выпускников-«греков» в 2014 году показал, что члены фратернити и сорорити в дальнейшей жизни чувствуют себя более довольными своей работой, местом в обществе и даже здоровьем, чем те, кто в подобных сообществах не состоял.
В общем, братство – это семья, которая поддерживает своего члена на протяжении всей жизни.
Сплоченность членов братства иллюстрирует даже та горячность, с которой общество «Хранителей ключей» препятствует продаже и коллекционированию значков братства. Это может показаться забавным, но вот сами коллекционеры регулярно получают угрозы по почте и стараются сделать свои аукционы как можно более тайными (что, в сущности, перекликается с традицией секретности фратернити и сорорити).
Какой ценой достигается такая сплоченность?
Во-первых, вопрос о цене стоит понимать буквально: братства значат взносы, поскольку буйные студенческие пирушки, которые любит показывать Голливуд, обходятся очень недешево. Цена варьируется в зависимости от университета и братства.
По данным на 2015 год, в Университете Северной Каролины членство стоит 1631 долларов в год, а членство с проживанием в «доме братства» — 2970 долларов в год. В Университете Канзаса членство с питанием и проживанием обойдется в 5300 долларов в год. В Университете Бостона – от 800 до 1000 долларов в год.
Недаром братства называют rent-a-friend, друзья напрокат: новичок их не обретает, а покупает.
Во-вторых, алкоголь, который объединяет, раскрепощает и так далее, употребляется членами братств в таких количествах, что страховые сообщества официально внесли членство в братстве на шестое место в перечне страховых рисков.
В-третьих, совместно пережитое прошлое, — то самое, которое заставляет пускать слезу на встречах выпускников, — включает в себя испытания, равных которым в биографии среднего американца больше не встретится. После несколько месяцев, заполненных исполнением поручений от старших членов братства, следует финальная «адская неделя», а затем, если кандидат ее выдержал, посвящение в члены общества.
Похоже, именно жестокость этих испытаний и гордость от воспоминаний о пережитом держит членов братства вместе.
Ритуальные унижения при вступлении (хейзинг) официально не одобряются ни одним из студенческих сообществ, о чем свидетельствуют заявления на их сайтах. Существует общеамериканская горячая линия, куда можно позвонить и сообщить о факте хейзинга.
Однако список смертей во время испытаний кандидатов неуклонно удлиняется каждый год. Причины смерти демонстрируют и преемственность, и немалую изобретательность братств. В 1892 году студент погиб, столкнувшись с экипажем, в 2010 – в автоаварии.
Но стоит заметить, что у братств есть сдерживающие жестокость механизмы: раз за испытание разрешается похитить и пытать одного из старших членов братства (если на это удастся выкроить время).
Итак, и преимущества, и недостатки «греческой» жизни одинаково серьезны.
Перед тем, как принимать решение, стоит провести разведку: какие сообщества действуют на территории вашего ВУЗа, есть ли они в списке смертей от хейзинга, что пишут на студенческих форумах, и, наконец, насколько изолирован ваш университет от города. Чем дальше кампус от городских улиц, тем больше влияние братств.