Пять лекций в день – страшный сон студента, не умеющего конспектировать.
«То есть как? Вот же конспекты!» – возмутитесь вы и укажете на стопку толстенных тетрадок, от корки до корки заполненных рукописным текстом. Верим. Вы старательно записывали и совершенствовали навык скорописи. Вот только в этом нет смысла. Дословная фиксация лекции – еще не конспект.
Стенография и конспектирование
Чтобы понять, что такое конспект, пойдем от обратного. От самой главной ошибки, которую порой допускают даже старшекурсники. Многие путают понятия «стенография» и «конспект».
Стенография – это дословная фиксация речи выступающего. Даже если вы сокращаете отдельные слова или используете символы, чтобы ускорить запись, вы стенографируете. Такой способ сохранения информации имеет право на жизнь. Но он же обладает и массой недостатков:
- Вы устаете. Вторая лекция за день – и вы уже не можете писать так быстро и красиво, как на первой. Пятая – и пальцы почти кровоточат.
- Вы не запоминаете материал. Вы пишете машинально, думая лишь о том, как успеть за лектором. Следовательно, не концентрируетесь на самой информации и получаете результат в виде пяти-десяти страниц текста, который еще придется прочитать и выучить.
- Вам сложно читать «конспекты» в последующем. Даже идеальный почерк испортит скоропись. Что говорить о непонятных сокращениях? После такого «конспектирования» вы вынуждены тратить время на то, чтобы разобрать, что вы там понаписали.
Конечно, вы можете возразить: а как же двигательная память? Ведь то, что мы записываем, как-то фиксируется в сознании?
Да, фиксируется. Вот только часто не совсем то, что нужно. Вы записываете лекцию дословно и можете запомнить второстепенные детали. И маркер, которым вы хотите выделить главное, вам не поможет.
По идее, студент уже должен уметь конспектировать. Его не обязаны учить в вузе. На практике многие с первого курса привыкают к стенографии и просто просиживают штаны на лекциях. Ей-богу, проще прогулять и списать у ответственного соседа.
Итак, что такое конспект?
В переводе с латинского (conspectus) это слово означает «очерк, обзор». По сути, конспект – это фиксация ключевой информации, расширенного плана лекции, статьи, книги. Конспектирование подразумевает переработку услышанной или прочитанной информации. Совершенно необязательно записывать за лектором дословно – в конспекте важно отразить суть. Как вы это сделаете – просто сократив фразу преподавателя или изложив ее по-своему, совершенно неважно.
Конспектированием НЕ является:
— сокращение отдельных или всех слов;
— записанный слово в слово текст, в котором вы впоследствии выделили главное разноцветными маркерами;
— разрозненные фразы, записанные невпопад, без соблюдения какой-либо логики.
Главные особенности конспекта:
- Логичность
- Краткость
- Понятность
Важно, чтобы вы сами понимали свой конспект. Поймут ли другие – не ваше дело.
Конспектируя правильно, вы не просто экономите силы, но и вдумываетесь в лекцию. Ваш мозг обрабатывает информацию, а значит, вы запоминаете. При подготовке к экзамену конспект будет лишь опорой – взглянув на него, вы вспомните, о чем была лекция. Конспект не нужно зубрить.
Как же составить конспект?
Привыкнуть к конспектированию сложно с первой же лекции, а пропускать важную информацию не всем хочется. Поэтому для начала потренируйтесь на книгах или статьях. Подойдут и видеолекции. Важно успевать слушать лектора, обдумывать информацию и фиксировать главное. Этот навык нарабатывается на практике. Нам же остается рассказать о формах и способах конспектирования.
Существует много видов конспектов. Плановый, графический, текстуальный, формализованный, схематический, конспект по Корнельскому методу и т.д. Одни из них подходят для гуманитарных дисциплин, другие – для технических и естественно-научных.
Способ 1. Схематический конспект
Относительно прост. Подходит тем, кто только учится конспектировать. Незаменим там, где лектор говорит «по бумажке», то есть, по сути, диктует, а не рассказывает о предмете. Суть – в рациональной записи под диктовку. В этом он близок к стенографии, но вы можете убирать всю «воду», которая проскальзывает в речи.
Вместо «таким образом», «следовательно», «зависит от», «взаимосвязаны» и т.п. слов можно использовать графические знаки (например, стрелки). Можно использовать понятные вам сокращения, выделять главное, сокращать длинные фразы. Главное выделяется после, либо во время лекции – зависит от скорости речи лектора.
Это хороший вариант для гуманитарных наук. Подходит для тренировки скоростной фиксации лекций. Его стоит освоить – в будущем вы сможете использовать элементы схематического конспекта.
Способ 2. Конспект по Корнельскому методу
Это уже сложнее. Разделите лист на три части. Большую часть страницы займут две колонки равной ширины, внизу должно остаться еще одно поле (шириной около 7 см).
В правую колонку записываем основные мысли из лекции, а также факты и примеры, дополняющие эти мысли. Важно сохранить логическую связь.
Левую колонку заполняем сразу после лекции. Сюда записываем слова и короткие фразы, иллюстрирующие каждую мысль. Словом, все то, что вы не успели записать во время лекции, но что осталось в памяти.
Нижнее поле отводим под главную мысль занятия. Определяем, что именно является наиболее важным на лекции, какова цель лектора.
Корнельский метод подходит именно для запоминания лекции. Уложив двухчасовое занятие на одной странице, вы сможете зафиксировать в памяти его содержание. «Зубрить» такой конспект не придется – достаточно просто просмотреть его перед экзаменом.
Способ 3. Графический конспект
Удобен при изучении технических наук. В основе – графики, схемы, таблицы, рисунки того или иного типа. Если лекцию подкрепляют презентации, можно перенести изображение в тетрадь.
Стенографировать слова лектора не нужно, но пояснения должны быть.
Графический конспект можно использовать и при изучении гуманитарных наук, но это в разы сложнее и подходит не всем.
Другие способы конспектирования существуют, но они не всегда подходят для фиксации лекций.
Двигательная, слуховая, зрительная память – это, конечно, прекрасно. Но на лекции важно не просто запомнить материал, а понять то, о чем говорит преподаватель. Никто и никогда не стал успешным с помощью зубрежки. Эти методы конспектирования помогут вам понять материал и сэкономить свои силы, тетради и ручки.