Вряд ли кто-то из людей не слышал такую расхожую студенческую мудрость: сначала ты работаешь на зачетку, а потом она начинает работать на тебя. Что ж утверждение довольно спорное, и многие студенты на личном опыте могут его подтвердить или опровергнуть. Давайте поразмышляем вслух на эту тему.
Что означает «сия мудрость»?
Смысл этого утверждения сводится к следующему: если первые семестры студент усердно занимается, успешно сдает сессии на «хор» и «отл» и не имеет никаких задолженностей и «хвостов», то на старших курсах ему будет учиться гораздо легче. Можно немного расслабиться, не посещать некоторые пары и не так усердно готовиться к зачетам и экзаменам. И, тем не менее, продолжать получать оценки «высшей пробы».
Получить положительную оценку тем, кто уже украсил свою зачетку высокими баллами, действительно проще. Но не всегда и не у каждого преподавателя. И, конечно же, это утверждение совершенно абсурдно, если студент-старшекурсник махнул на учебу рукой и только ждет «дивиденды» от зачетки. Ни один преподаватель не поставит высокий балл за неудовлетворительный ответ или вовсе за его отсутствие. Совершенно не стоит ждать, что он увидит зачетку с хорошими оценками, «прослезиться от умиления» и поставит «хорошо» или «отлично» за «просто так».
Действует ли пословица в жизни?
Как любая мудрость, эта пословица основана на многолетних (а может быть, и многовековых!) наблюдениях. Многие преподаватели, слушая ответ студента, часто листают странички зачетки и знакомятся с выставленными в ней оценками. Хотя, скорее всего, его интересуют не сами оценки студента, а его отношение к учебе.
Ведь если зачетку украшают только высокие баллы, то высокая успеваемость говорит о несомненных способностях студента и его отношении к учебе вообще. Такие студенты не только посещают лекции и семинары, но и основательно готовятся к экзаменам, вовремя сдают курсовые, активно участвуют в конференциях и показывают себя только с лучшей стороны.
Поэтому даже при неудаче на экзамене ему можно простить недоученный материал или незнание отдельных тем. Но это вовсе не означает, что преподаватель не хочет испортить радужную картинку и поэтому выставляет оценку, гораздо выше заслуженной.
Конечно, есть и такие экзаменаторы, которые частенько заглядывают в зачетку и при выставлении оценок по своим предметам ориентируются на отметки у других преподавателей и в предыдущих семестрах. Но не все и не всегда.
Всегда ли действует правило?
Естественно, среди преподавателей есть люди очень требовательные и принципиальные, которые не вспоминают прежних «заслуг» незадачливого студента и учитывают только его ответ на экзамене. Они уверенной рукой ставят «уд» за по-настоящему слабый ответ или даже вовсе отправляют на пересдачу.
Учить или не учить?
Так как же быть? Имеет ли усердно учиться на зачетку, если не будет твердой уверенности, что она когда-нибудь тебя выручит? Вообще-то для хорошего студента и будущего специалиста нужны не просто высокие оценки, а глубокие знания. Поэтому учиться надо на всех курсах. Возможно, что и экзаменатор когда-нибудь пожалеет всегда ответственного, но на сей раз почему-то «растерявшегося» студента. Как говорят, наш успех зависит не только от обстоятельств, а от нашего желания приблизить его к себе.