90% отзывов о книге Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне» полны радостного позитива и благодарностей автору. Но есть и скептические рецензии на этот супербестселлер – с критическими, ехидными и язвительными замечаниями. Где же правда? Сегодня мы открываем в блоге Студланса книжную рубрику (подписывайтесь, про секс тут тоже будет). И для первой беседы за чашечкой того, что вы любите, решили взять с полки книгу с древневавилонскими премудростями. По крайней мере, как нас пытается в том убедить Джордж Клейсон.
Первый вопрос на повестке заседания нашей избы-читальни:
Какова практическая ценность советов от «Самого богатого человека в Вавилоне»?
Несомненное достоинство книги – увлекательная подача материала. Клейсон использует метод кейсов – рисует проблемную психологическую ситуацию и даёт решение проблемы. Вместо сухой методики читатель примеривает на себя ситуацию – надо сказать, что ситуации подобраны типичные: мало денег, попытка нажиться на рискованных операциях, жизнь не по средствам, вложение капитала и так далее.
Большинство читателей считает книгу «Самый богатый человек в Вавилоне» действительно полезной. А за что же критикуют творение Клейсона? Во-первых, за воду:
Во-вторых, за прописные истины. Как правило, те, кого книга разочаровала, говорят о банальности советов, которые даёт Клейсон. Ну что тут особо умного-то – живи по средствам, не бери в долг, откладывай 10% с каждой получки… Все мы, мол, про это сто раз читали в финансовых советах многочисленных «гуру».
В 1926 году, когда писалась эта книга, советы Клейсона действительно выглядели свежо и неизбито. Но современный читатель избалован книгами и статьями с финансовыми советами (в том числе и написанными эпигонами Клейсона). Самый известный совет – «заплати сначала себе», то есть отложи 10% с каждого дохода – в тысячах вариаций повторяется на каждом сайте с рекомендациями, как достичь финансовой независимости.
Получается, что многие читатели познакомились с советами Клейсона ещё до того, как открыли книгу «Самый богатый человек в Вавилоне». Так что благодаря бесчисленным рерайтам источник кажется уже не первой свежести.
Для вас эта книга станет открытием, если:
- ваша черепушка ещё не перегружена всякими «заплати себе сам» и прочими «квадрантами денежного потока»;
- вы лучше воспринимаете информацию, поданную в виде психологических кейсов и притч.
Пишите в комментах, что думаете по этому поводу. А сейчас переходим ко второму вопросу…
Применимы ли «вавилонские» советы к российской действительности?
Нехилая доля критики в адрес «Самого богатого человека в Вавилоне» приходится на её «нерусскость». Ну какие, говорят критики, могут быть накопления в России? Где чуть ли не каждое десятилетие в ХХ веке озарялось очередной денежной реформой? А если не реформой, так дефолтом? А если не дефолтом, так скачком валютных курсов?
Накопления – это для стабильного Запада, говорят критики Клейсона. Правда, Великая депрессия, которая разразилась всего лишь через три года после выхода «Самого богатого человека в Вавилоне», поставила под вопрос «древние премудрости», изложенные в книге. Миллионы американцев потеряли свои накопления. Вот тебе и «отложи 10% от дохода»! Но всё-таки западная модель экономики не столь хаотична, как российская действительность, и в тучные годы стабильности «вавилонские советы» снова приобрели актуальность.
Ну а россиянам, которые читают Клейсона, самим надо решать – откладывать или тратить, и уж если копить, то в каких монетах – медных, серебряных, золотых или «зелёных».
А был ли мальчик, или исторические ляпы в книге о вавилонских купцах
Всеведущая Википедия утверждает, что Клейсон действительно использовал клинописные таблички и обращался за консультацией в Британскую ассоциацию археологов. К сожалению, эта статья в Википедии начисто лишена ссылок на авторитетные источники, а любой студлансер понимает, что без ссылок курсовик не курсовик. Так что и достоверность фактов, изложенных на этой странице Википедии, пока под вопросом.
В целом же, читая книгу «Самый богатый человек в Вавилоне», постоянно чувствуешь какую-то, простите, историческую лажу. И дело даже не в деталях. Если вчитываться, то можно составить таблицу – что было в Вавилоне, чего не было. Например, ростовщики в Вавилоне были, тут Клейсон не брешет, а вот монет не было, сикли и таланты являлись весовыми единицами, а не чеканными кружочками.
Но дело даже не в этом. Вавилоняне у Клейсона думают и ведут себя, как современные люди. У них ментальность типичного американца. В общем, я лично был бы очень благодарен, если бы кто-то из студлансеров, специализирующийся на истории, написал подробный разбор этого произведения и выяснил, а был ли мальчик – действительно ли Клейсон использовал древневавилонские записи, или просто дал волю своей фантазии? Редакция блога опубликует это исследование и даже отсыплет автору немножко шекелей на электронный кошелёк.
*О том, как стать автором блога, читайте тут.
Кое-что о вавилонских торгашах и протестантской морали
А теперь, цитируя Тэффи, будем «лассуждать пло молань». Вспомним о вавилонской блуднице. Вспомним Библию:
«Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным…».
В европейской художественной, а, следовательно, и ментальной традиции Вавилон выступает метафорой морального разложения и нравственного упадка. Это город – символ богатства и зла, метафора торжества золота над духовностью. Случайно ли Джордж Клейсон поселил своих героев именно в Вавилоне?
На этот счёт у меня две версии.
Первая. Клейсон – жЫрный, очень жЫрный тролль. Он намеренно использовал образ Вавилона, чтобы намекнуть читателям, что в погоне за богатством не стоит забывать о душе. Но, понятно, 99,999% намёка не поняли.
Вторая. Клейсон ничего такого не имел в виду. Он выбрал Вавилон из исторических соображений, как действительно богатый город, в своё время являвшийся центром притяжения денежных потоков. В то же время практические рекомендации Клейсона по укреплению финансового благополучия прочно базируются на традиционной протестантской этике (читаем Вебера, «Протестантскую этику и дух капитализма»). Протестантская предпринимательская этика создала Америку, и она же стала реальным базисом для псевдовосточных притч Клейсона.
И тут возникло очень интересное наслоение. Вавилон – символ библейского зла – стал символом протестантской философии успеха, которая воплотилась в книге о накоплении богатства.
Затейливая трансформация, вы не находите?