Оценка, полученная за курсовую работу, зависит не только от автора – студента или студлансера. Выбор научного руководителя напрямую влияет на качество курсовой и итоговую оценку в зачётке. Иногда попадаются такие экземпляры преподавателей, что хоть в лепёшку расшибись, выполняя все 25 условий написания курсовой работы на «отлично», а всё равно четвёрочку он выпишет с кислой рожей – аки великое благодеяние. А в это время другой преподаватель пролистает курсовую-отписку – и ни одного замечания не сделает. Правда, на защите можно и тройбан получить, потому что этому милому человеку на тебя откровенно пофиг…
Где же золотая середина? Как выбрать нормального научного руководителя?
Прежде всего нужно понимать, что зависит от вашего научрука:
- Помощь в написании курсовой. Полезные советы, рекомендации, консультации действительно помогают написать качественную курсовую работу. У адекватного преподавателя доработки – это не придирки, а коррекция курса.
- Влияние на итог защиты. Во многих вузах, особенно на старших курсах, на защите присутствуют и другие преподаватели. Чем авторитетнее ваш научный руководитель – тем выше шансов, что вас не завалят.
- Выход на диплом. Уже с третьего курса, а лучше – раньше, нужно задуматься о дипломе. И определиться с научруком, который доведёт вас до дипломной защиты.
- Научная карьера студента. У серьёзных преподавателей студенты участвуют в конференциях, пишут статьи для научных журналов. А значит, могут получить именную стипендию или проторить себе тропинку в аспирантуру.
Какие бывают научные руководители
Преподаватели бывают разными: умными и глупыми, добрыми и злобными, требовательными и пофигистичными. Мы выделили несколько основных типов.
Редиска (редиска в квадрате, редиска в кубе, редиска в гугольной степени)
Основная характеристика этого товарища – избыток merde в организме. Он обижен на жизнь, чувствует себя недооценённым и отыгрывается на студентах. Чаще всего интеллектом не блещет, а потому «шибко умные» отличники вызывают у него острую неприязнь. А вот двоечника-подлизу может взять под своё покровительство.
Препод-няшка
Демократичный и милый. Чаще всего – аспирант. Писать курсовую ему – одно удовольствие… Вот только на защите может выясниться, что вы вдвоём написали какую-то фигню. Авторитета «няшка» на кафедре обычно не имеет, поэтому отвоевать для вас высокую оценку, скорее всего, не сможет. Идти с ним на диплом – самоубийство.
Заслуженный маразматик
Бронтозавр с заслугами, которого уважает весь факультет. Уважает, но в расчёт не принимает. Этакий музейный экспонат, которому спихивают самых бесперспективных студентов. Над которыми он и измывается в меру своего маразма.
Бюрократ-придира
Этому важно, чтобы всё было оформлено по правилам. За неправильно оформленный список литературы сожрёт с потрохами. Загнобит за лишнюю точку на титульном листе. А на содержание ему обычно наплевать.
Рабовладелец
На студента смотрит, как на рабочую силу. Не особо скрывает, что использует наработки из курсовых и дипломов для своих статей и монографий. Очень любит студентов, готовых переводить материалы с иностранных языков. В благодарность своему «негру» вполне может отвоевать на защите высокий балл.
Коммунистолиберал
Идейный человек! Возможно, упёртый комми, возможно, записной белоленточник. Не исключено, что верующий фанатик или воинствующий атеист. Попробуйте ляпнуть что-то, расходящееся с его мнением – и будете сдавать свою курсовую до посинения. Если предмет гуманитарный, да ещё какая-нибудь история или философия, выводы должны соответствовать убеждениям научрука, иначе геморрой покажется вам лёгким насморком. Самое интересное начинается на защите, когда идейный противник вашего научного руководителя начинает громить вашу позицию, отражённую в курсовике или дипломе… Лучший выбор для тех, кому нравится поджариваться между двух огней.
Интеллектуал-авторитет
Крутой препод, у которого стремятся писать отличники, нацеленные на аспирантуру. Очень требовательный, но требовательный по делу. Авторитет на кафедре и факультете позволяет ему продвигать своих студентов и в спорных ситуациях защищать от наездов на защите.
Интеллектуал-мечтатель
Умный, начитанный, но не от мира сего. Может лет до сорока сидеть в старших преподавателях, так и не защитив кандидатскую. У него хорошо писать тому, кто увлекается предметом. И не сильно расстроится, если на защите получит трояк, не попадёт на конференцию и в аспирантуру. Это же суета сует!
Обыкновенная серость
Сложно сказать, как такие субъекты попадают в научный мир, но ведь попадают же. Многие из них – хорошие администраторы, прекрасные пополизы. Часть – представители профессорских династий, идущие проторенным путём. Некоторые – просто усидчивые трудяги, звёзд с неба не хватающие, но упорством и занудством протискивающиеся в аспирантуру, а затем – и в докторантуру. Кругозор ограничен, но и требования невысоки. Неплохой вариант для троечника или хорошиста.
Пофигист
Самый выгодный вариант, если курсовая сдаётся без защиты. Самый опасный, если защита всё-таки предстоит. Пофигист пролистает курсач, даже не вглядываясь в буквы. Ему можно сдать инструкцию от пылесоса. Ему реально пофиг, с какими навыками вы подойдёте к пятому курсу, когда надо будет сдавать диплом, а не рулон туалетной бумаги.
Какой препод лучше?
Если вы нацелены на высокую оценку, идеальный научный руководитель должен:
— обладать знаниями предмета;
— выражать заинтересованность в успехах студента;
— обладать авторитетом на кафедре.
Но такие преподы достаются не каждому. В двоечниках и халявщиках они не заинтересованы. За такого научного руководителя придётся побороться.
Хитропопые студенты, готовые к труду и обороне, неплохо уживаются с рабовладельцами. Особо хитропопые или идейные – с коммунистолибералами. Увлеченные – с интеллектуалами-мечтателями.
Тем, кто на высокую оценку не претендует, а желает по максимуму сэкономить силы, лучше идти к серостям, бюрократам, няшкам и пофигистам.
Самые же отстойные варианты достаются тем, кто вспоминает о курсовой к концу второго семестра. Пришедших к шапочному разбору распихивают между редисками, маразматиками и прочими экземплярами недосапиенсной вузовской фауны.
А вы можете дополнить эту классификацию научных руководителей?