Говоря о плохой или хорошей памяти, люди невольно представляют ее как незримую часть тела, «вещь», которая отвечает за успех на экзаменах и место, куда мы положили очки на ночь. Но на самом деле память – это не какая-то определенная область в мозгу и даже не весь мозг в целом, а скорее концепция его работы. Разобравшись в этой концепции, вы сможете улучшить свою память.
Как происходит запоминание?
Допустим, вы пьете кофе, стоя на набережной, и тут мимо вас проезжает клоун на одноколесном велосипеде, жонглируя бутылками виски.
Закройте глаза – на внутренней стороне век словно отпечаталась ухмылка клоуна? Это работа сенсорной, чувственной памяти, «непосредственный отпечаток сенсорной информации». Точно также ваши руки будут ощущать шероховатость каменных тумб набережной, даже когда вы уберете ладони.
Срок действия этой памяти – от половины секунды до секунды.
Затем в работу включается кратковременная память – это не чувственное воспроизведение, а скорее повтор схемы события. Так, вы можете повторить последние пять-шесть слов преподавателя, но запомните сами слова, а не тембр и интонацию.
В кратковременной памяти удерживается не больше пяти-шести событий (единиц информации) одновременно, а «срок годности» — около двадцати секунд. Вы можете использовать различные трюки для улучшения кратковременной памяти: например, десятизначный телефон можно запомнить, разбив цифры на пять групп по две цифры в каждой.
Затем наступает очередь памяти долговременной. Срок годности информации, упакованной в капсулу долговременной памяти, теоретически органичен только сроком жизни человека.
Понятное дело, стадия перехода информации из кратковременной памяти в долговременную и является самой коварной для любого студента.
Говоря словами романтичной Фанни Прайс:
«Если какую-то из наших способностей можно счесть поразительней остальных, я назвала бы память. В её могуществе, провалах, изменчивости есть, по-моему, что-то куда более откровенно непостижимое, чем в любом из прочих наших даров. Память иногда такая цепкая, услужливая, послушная, а иной раз такая путаная и слабая, а ещё в другую пору такая деспотическая, нам неподвластная! Мы, конечно, во всех отношениях чудо, но, право же, наша способность вспоминать и забывать мне кажется уж вовсе непонятной».
Джейн Остин, «Мэнсфилд-парк», пер. Раиса Облонская
Сегодня, встретив Фанни, мы могли бы кое-что рассказать ей про нейрохимию памяти.
Итак, информация про клоуна поступает от сенсорных систем в отдел мозга, называемый гиппокамп.
Он, с помощью коры лобных долей мозга, анализирует информацию, собирает разрозненные сигналы в единый образ-воспоминание и решает, достоин ли факт встречи с клоуном перехода в долговременную память.
Допустим, ответ «да».
Как нервные клетки справятся с задачей?
Нейроны соединяются друг с другом с помощью синапсов. Электрический импульс, бегущий по нервной клетке, в синапсе становится химическим сигналом. Эти химические посредники между клетками называются нейромедиаторы.
Самые популярные нейромедиаторы: андреналин, норадреналин, дофамин, серотонин, глицин, ацетилхолин, и т.д. Серотонин, например, отвечает за информацию с положительным подкреплением (о, этот капуччино супер, возьму его в следующий раз!). Норадреналин – за информацию с отрицательным (больше никогда не приду туда, где ездят безумные клоуны!).
Нейромедиатор активирует электрический сигнал в следующей клетке, и снова импульс – химический сигнал – импульс… так создается нейронная связь, фиксирующая воспоминание.
Эта нейронная связь между группами клеток, кодирующая какое-то воспоминание, не похожа на раз и навсегда исписанную страницу блокнота. Нервные клетки в такой связи не изолированы от своих собратьев, а продолжают активно взаимодействовать, поэтому возможности памяти ограничены только пластичностью мозга.
Целый день вы ходили, вздрагивали и бурчали себе что-то под нос, вспоминая встречу с клоуном. Что в это время происходило с мозгом?
С каждым повторением либо разрастался синапс, либо у окончания нейрона вырастали новые отростки, которые образовывали новые синаптические контакты.
В результате даже слабое возбуждение одного нейрона становится достаточным для того чтобы возбудить другой нейрон… и вот, активирована вся последовательность клеток, которая хранит память про вашу встречу.
Если вы уже раньше встречались на этой набережной с гимнастками, крутящими сальто, или читали книгу про историю циркового искусства, то вам будет легче сохранить память о встрече с клоуном – она «подключается» к уже существующей нейронной сети предыдущих воспоминаний.
Именно поэтому человек с обычной, средней памятью может хранить потрясающий объем информации по той теме, которая его интересует.
Похоже, что повторение до сих пор остается матерью учения.
Зато теперь вы знаете, как это происходит на нейрохимическом уровне!