Думать умеют все: собаки, кошки, волнистые попугайчики и даже клещи. Но только человек умеет думать о том, как он думает.
Культура современного мышления базируется на анализе, суждении, доводах и критике; на дискуссии как методе исследования и логике как основном инструменте.
Чего не хватает в этом списке? Творчества, интуиции, больших и малых озарений. Таблица Менделеева приснилась только Менделееву, но каждый из нас время от времени доводилось испытывать ощущение, что вспыхнул свет, и вы видите решение. Это решение поддается проверке логикой задним числом, но к его изобретению логика отношения не имеет. Логика – прогулка по заасфальтированной дороге, озарение – мгновенный прыжок с камня на камень.
Теория гениальности Уллена обьясняет мышление гениев тем, что у них гормон мотивации допамин меньше задерживается в таламусе – участке мозга, где фильтруется информация. Благодаря такой врожденной «слабости» фильтров, причудливая цепь ассоциаций, откуда логика давно выбросила бы два-три ярких, ненужных звена, приводит к верному решению быстрей, изящней, эффективней, чем логическая последовательность действий.
Но логическому анализу нас учат еще с детского сада. А к творческому, небанальному мышлению (крайний вариант которого – гениальность) отношение совсем другое: оно «приходит» к кому-то само и часто, к кому-то намного реже, к кому то вообще не приходит, ну, значит, «не дано».
Профессор-философ Эдвард де Боно некогда решил, что «не дано» — это просто отговорка, и занялся изобретением методик стимуляции латерального мышления (от лат. lateral – боковой).
Он придумал способы, которые помогают отключить жесткие фильтры логики и сделать наше мышление похожим на мышление гения. Выглядят они простыми, забавными, и в чем-то даже очевидными. Но три нобелевских лауреата, которые написали предисловия к книге де Боно, согласны, что это работает.
Методика произвольных ассоциаций
Вы так усердно размышляете над проблемой, что на извилинах уже мозоли, но верное решение никак не приходит? Например, вы ненавидите вашу богатую тетушку и боитесь, что она испортит вам весь отпуск; но денег поехать самому нет, а на Гавайи все-таки хочется.
Зайдите в сеть и откройте любое фото, изображающее процесс или природное явление. Открывается фото с вулканом… Если столкнуть тетушку в вулкан во время отпуска, то денег, доставшихся по завещанию, хватит на кругосветное путешествие! Как обеспечить себе алиби? Следующее фото с серфером… отлично, надо ринуться в прибой с пляжа в очень ярком костюме на глазах у сотни зрителей, и подплыть к месту, где ждет с аквалангом сообщник в точно таком костюме, как у вас. В течение часа он будет выделывать трюки на глазах у сотен зрителей, а вы незаметно доплываете до вулкана и столкнете туда вашу незабвенную миссис Петтигрю.
Методика ПМИ
Подходит для тех ситуаций, когда вы никак не можете определиться с решением. Стандартная колонка плюсов и минусов хороша своей наглядностью, но де Боно советует делить страницу на три столбика: плюс, минус и интерес. В рубрику «интерес» попадают любопытные последствия выбора, про которые нельзя точно сказать, положительные они или отрицательные со строго логической точки зрения. Каждый пункт в списках расценивается баллами от плюс пяти до минус пяти. Допустим, вы размышляете над убийством богатой тетушки. Плюс – вы унаследуете ее миллионы (плюс пять!). Минус – тюрьма, если разоблачат (минус пять, увы). Интересно – вы всегда хотели написать триллер про социопатов, а в тюрьме будет и время, и материал для изучения (плюс два). Итого два в плюсе. Решено – тетушка обречена!
Методика шести мыслительных шляп
Размышляя над какой-то задачей, надевайте их по очереди себе на голову, и анализ будет более подробным, точным и всесторонним, если вы будете пытаться думать обо всем одновременно. Если вы размышляете над этой проблемой не один, надевайте такие шляпы синхронно, и тогда у вас получится не традиционная дискуссия, а плодотворное поэтапное обсуждение.
- Белая шляпа – сбор всех данных без оценки. (Расписание экскурсий тетушки, ее завещание, ее здоровье…)
- Красная шляпа – эмоциональная. (Скаредная, эгоистичная зануда эта тетка! Терпеть ее не могу! Но хватит ли у меня духа?)
- Черная шляпа – критическая и аналитическая. (Смогу ли я спланировать безупречное алиби? А если сообщник решит меня шантажировать? А если с ним произойдет несчастный случай, и все увидят, что он – не я?).
- Желтая шляпа – позитивная, оптимистическая. (На тетушкины миллионы я куплю себе пароход, найму шеф-повара с тремя мишленовскими звездами и отправлюсь в плавание по Амазонке!).
- Зеленая шляпа – продуктивная. Генерируйте идеи, не подвергая их сразу критическому анализу, ведь для этого есть черная шляпа. (А что, если выстрелить в тетушку метеоритом, и, когда его найдут в черепе, то подумают, что это был несчастный случай?).
- Синяя шляпа – размышление над тем, как осуществить задуманное. (Кто лучше всего подойдет в сообщники – жена или любовница? Нет, лучше жена, потому что любовница потом захочет выйти за меня замуж, и придется убивать еще и жену…. Черт, в костюме серфера должен быть мужчина!)
Также автор методики считает, что для выработки нешаблонного мышления надо уметь:
- Определять основную идею и отходить от нее. Например, если выпустить из рук деревянный брусок, он обязательно упадет вниз, не так ли? Сила гравитации как основная идея. Но брусок может и подняться вверх без отмены гравитации – например, если вы стоите на дне морском.
- Не отвергать свои идеи сразу, даже если вам они кажутся странными, неэффективными или банальными. Ослабьте фильтры логики и рассмотрите каждую свою идею подробно – возможно, в ней есть деталь, благодаря которой заработает вся машина.
- Сознательно использовать случайности. Например, отправляться в огромный супермаркет, брать в руки любые предметы и думать о том, как они могут быть связаны с вашей проблемой. Смог бы племянник спланировать свое алиби, если бы не увидел в витрине точно такой же, как у него, костюм для серфинга?