Диссертация — сложная квалификационная работа, которую необходимо оформлять в соответствии со стандартами. Сегодня диссертации, а также авторефераты диссертаций, оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.11-2011. Этот стандарт был утвержден в 2012 году и по сей день актуален. ГОСТ Р 7.0.11-2011 действителен для докторских и кандидатских диссертаций, а также авторефератов диссертаций, но его не применяют, если работа имеет формат монографии.
Когда ГОСТ, регламентирующий оформление диссертации, изменился, произошли изменения и в некоторых других нормативных документах. Например, были внесены корректировки в правила оформления ссылок и библиографических данных — ГОСТ 7.12-93 заменили на ГОСТ 7.0.12-2011. Эту информацию нужно учитывать обязательно.
Чтобы не наделать ошибок, пользуйтесь только проверенными источниками. Так, все нововведения в оформлении диссертаций публикуют в специализированном издании — информационном указателе «Национальные стандарты».
Сфера действия стандарта
ГОСТ Р 7.0.11-2011 распространяется на диссертации, которые были сделаны в форме научного доклада или рукописи. Это кандидатские и докторские работы. ГОСТ работает во всех областях знаний, поэтому при работе над диссертацией нет разницы, над какой темой трудится автор.
Если работа выполнена в форме монографии, то к ней применяют иной стандарт.
Автореферат диссертации – работа, в которой автор кратко излагает содержание своего научного труда. Обычно автореферат создается на основе рукописи или монографии. К такой работе тоже применим ГОСТ, введенный в 2012 году.
Структура работы
Диссертация должна содержать:
- титульный лист;
- оглавление;
- основной текст с введением, главной частью работы и заключением;
- список сокращений и словарь терминов;
- данные об использованной литературе и источниках;
- данные об иллюстрированных материалах;
- приложения и дополнения.
Такие элементы, как список сокращений и условных терминов, список иллюстраций и приложения, размещать в работе необязательно. Разумеется, если этих терминов, сокращений и приложений у вас нет.
Как оформить титульный лист по ГОСТу?
Научные работы, как и студенческие, начинаются с титульного листа. Работы на соискание степени серьезно отличаются от тех, которые приходится писать в студенческие годы, поэтому к их оформлению следует отнестись со всем вниманием. У титульного листа есть несколько функций, и главная из них – систематизирующая. Благодаря данным, которые указаны в титуле, работу легко найти.
На титульном листе размещают следующие данные:
— название учебного заведения;
— статус научной работы;
— Ф.И.О. автора (диссертанта);
— название работы;
— наименование специальности и ее шифр по номенклатуре;
— данные об искомой степени и той отрасли, в которой специализируется диссертант;
— данные о научном руководителе (не только Ф.И.О., но и научная степень, звание);
— место, где была написана работа, год ее написания.
Если работа выполнена на иностранном языке, его же используют и для титульного листа. К нему нужно приложить перевод. Титульник на русском выполняется по тем же правилам.
Иногда научные работы занимают сразу несколько томов. У каждого из них должно быть отдельное оглавление. При этом в первом томе всегда размещают полное оглавление для научной работы.
Наименования разделов в оглавлении и заголовки в самом тексте должны быть идентичны. Номер страницы и название раздела в оглавлении разделяют отточием.
Текст научной работы: оформляем согласно ГОСТу
Основной текст диссертации состоит из трех частей: введения, основной части работы и заключения. Внимание к деталям диссертанту придется проявить еще при написании введения. Учтите, что содержание различных разделов также прописано в ГОСТ. В частности, введение должно содержать информацию:
— о том, насколько актуальна тема исследования;
— о работах на указанную тему, выполненных ранее, и о степени их проработанности;
— о целях и задачах автора;
— о том, что нового несет представленный труд;
— о значимости научной работы с практической и теоретической точки зрения;
— о тезисах, которые автор намерен защищать;
— о методах исследования и методологии;
— о том, насколько достоверны и апробированы положения и выводы.
Введение – это самая короткая часть диссертации, и лаконичность в ней приветствуется.
В основной части научной работы текст делят на главы и параграфы(можно использовать систему «заголовок-подзаголовок»). Все части документа нумеруются, в нумерации используются арабские цифры.
Заключение работы – не менее важная часть диссертации. Здесь автору необходимо представить итоги, рассказать о том, насколько перспективно работать над темой дальше и почему, дать рекомендации.
Как и во многих других работах, каждая глава диссертации начинается с новой страницы, а заголовок располагается посередине. В конце заголовка не ставят точку, а его слова не переносят. Диссертация имеет твердый переплет и выполняется на листах А4 (применяется односторонняя печать). При оформлении соблюдают отступы: по 20 мм сверху и снизу, 10 мм справа и 25 мм слева. Размер шрифта текста в работе – 12-14. Некоторые элементы в научной работе могут быть написаны от руки с использованием черной пасты. Это касается, например, формул и греческих букв.
В документе нумеруются все страницы, кроме титульного листа, хотя его учитывают при подсчете. Номер страницы располагают сверху по центру. Если работа имеет несколько томов, они нумеруются отдельно.
Ссылки в тексте работы оформляют по ГОСТ Р 7.0.5.
Иллюстрации, графики и чертежи
В диссертации можно и нужно размещать графические элементы. Это могут быть графики, чертежи, картинки, различные схемы и многое другое. Согласно ГОСТ, иллюстрации располагают сразу после текста, где на них ссылается автор. Также графические элементы можно разместить на следующей странице или отдельно – в приложении. Иллюстративные материалы подлежат нумерации арабскими цифрами. Причем можно нумеровать их сквозным способом или в рамках одного раздела.
Если в диссертации предусмотрено приложение нестандартного размера, его складывают таким образом, чтобы размер сложенного листа соответствовал формату А4. Детально о стандартах размещения иллюстраций можно узнать, ознакомившись с ГОСТ 2.105. Здесь же указаны стандарты размещения таблиц в научной работе.
Таблицы и графику в документе размещают сразу после текста, на следующей странице или в приложении. Их также нумеруют. В ГОСТ 2.105 прописаны правила размещения формул.
Сокращения в тексте
Если автор намерен использовать сокращения, ему стоит ознакомиться с ГОСТ 2.11 и ГОСТ 7.12. Если в работе встречаются сокращения и условные обозначения, которые не предусмотрены стандартами, диссертанту придется приложить к работе специальный перечень.
Используя сокращения, помните, что при первом их упоминании требуется расшифровка, даже если к работе приложен полный перечень условных обозначений.
Оформление списка терминов регламентирует ГОСТ Р 1.5. Он нужен в случае, если в тексте используется специализированная лексика. Размещают список после раздела с сокращениями. Здесь нужно указать сам термин и его значение (через двоеточие).
Список литературы и библиографические данные
Многие диссертанты допускают ошибки при оформлении раздела со списком литературы и особенно при внесении библиографических данных. Чтобы избежать этих ошибок, загляните в ГОСТ 7.1. Список литературы:
- размещается после списка терминов;
- содержит данные на источники, использованные автором;
- может содержать библиографическую информацию;
- может иметь хронологический, систематический или алфавитный формат;
- может быть выполнен на иностранном языке.
Если список литературы оформлен на иностранном языке, к нему нужно приложить русскоязычный вариант.
Подробнее про оформление ссылок по ГОСТу >>
Подробнее про оформление списка литературы по ГОСТу >>
Приложение к диссертации
В ГОСТ 2.105 прописаны требования к оформлению приложений в диссертации. Приложение может быть выполнен в любом формате – от обычного раздела со ссылками до полноценного тома. В этой части работы размещают графики, ноты, рисунки и изображения, чертежи, таблицы и многое другое. Если графические и другие элементы находятся в тексте работы, то в приложении на них дают ссылки.
Если приложение выполнено в виде отдельного тома, оно имеет свой титульный лист и оглавление.
Здесь описана структура классической диссертации в виде рукописи (в том числе, печатной). Указанные стандарты актуальны и при составлении автореферата диссертации, и при оформлении доклада.