Сейчас объявление о написании курсовых на информационной доске в общаге или на факультете – редкостная редкость. А в 1990-е и даже начале 2000-х это был основной способ информирования потенциальных заказчиков об интеллектуальных услугах. Самые хитрые договаривались об информационной поддержке с вахтёршами.
Часто можно было увидеть незатейливую студенческую рекламу на остановках автобусов и трамваев около вузов. Поток студентов – огромный, так что охват был нормальный.
Продвинутые товарищи публиковали объявления в газетах. А вот отдача от объявлений в интернете в конце 90-х была мизерной.
Размещая объявление на факультетских досках, часто прибегали к маскировке (чтобы преподы не сняли): «Набор и распечатка курсовых, дипломов». Тогда, представьте себе, большинство студентов писали от руки! 90% пользовались услугами по набору дипломов. Купив принтер, можно было неплохо подзаработать. Ну а где набор и распечатка – там, сами понимаете…
Появление первых агентств
Пока кто-то писал курсовые товарищам за еду, кое-кто задумался о переводе студенческого фриланса на рельсы реального такого бизнеса. В 90-х стали появляться как неофициальные, так и официальные бюро и агентства, предоставляющие услуги по написанию курсовиков и рефератов.
Вот как можно зарегистрировать такое бюро? Да всё просто: на базе обычного ксероксного центра. Тут тебе и набор, и распечатка, и брошюровка, и ксерокопии – ну и всякие «сопутствующие услуги».
Самые продвинутые начали делать свои сайты и постепенно выходить на просторы России и СНГ – как в поисках клиентов, так и в поисках «негров», которых можно загрузить работой за копейки. Например, русскоязычный отличник из Молдовы, Беларуси, Украины, Казахстана или российского Подурюпинска мог за гроши работать на московское Бюро рефератов.
Сложилась интересная ситуация: заказчиков через интернет найти было ещё непросто, а вот работу на посредника – гораздо проще. Объявления публиковались прямо на всяких «джобах». Это было золотое время для Бюро и Агентств по написанию рефератов (не то что ныне, когда любой подюрюпинец может напрямую сотрудничать с московскими клиентами через сервис студенческого фриланса).
Прибыль посредников доходила до 80 – 90%. Постепенно становилось понятно, что Интернет – это сила!