Все уже привыкли к тому, что интернет – это времяпожиратель, мощный, как воронка Мальстрема. Вот они, закладки на полезных информационных сайтах, на гуглпереводчике и словаре синонимов, а курсор все равно тянется к видео с говорящими хаски… Какие шутки шутит с нашим разумом мировая паутина и почему так сложно ей противостоять?
Покопавшись в недрах мозга, ученые нашли пять убедительных ответов.
- Утоление жажды познания. Эволюцией в нас встроен исследовательский инстинкт – скаутинг. Его стимулирует допамин, который мы привыкли считать гормоном удовольствия. На самом деле это скорее «гормон мотивации». Он заставляет нас хотеть; только когда мы достигаем желаемого, включается опиатная система мозга – «система награждения». Допамин сильнее опиатов, поэтому мы больше склонны искать новых удовольствий, чем сутками сидеть в довольном ступоре. Но доступность ответов в сети превращает поиск информации из процесса в результат. Вы нашли то, что нужно, а потом перешли по ссылке, еще по одной, еще и еще… Допамин-опиаты, допамин-опиаты, допамин-опиаты… пока что-то не сломается в этой системе. Наступает пресыщение.
— Кризис – это когда тебе ничего не хочется, и тогда ты начинаешь хотеть чего-то хотеть.
— Это ладно. Вот когда тебе не хочется хотеть чего-то хотеть — вот это кризис.«О чем говорят мужчины»
- Прелесть неизвестности. Если поставить перед вами на тарелке два пирожных от шеф-повара, одно из которых вы пробовали, а второе нет, то неопробованное непременно будет казаться вам чуть более привлекательным. Неизвестность стимулирует выработку допамина больше, чем стабильность. А ведь мы, проверяя почту, никогда не знаем, что в новом письме – реклама фабрики по производству автопогрузчиков или приглашение на свидание!
- Условный рефлекс. Мы, люди, хоть и более сложные создания, чем пресловутые собаки Павлова, но все-таки состоим не из чистого эфира. Щебетание твиттера, желтый кружочек на синем фоне скайпа, прямоугольник нового письма – это все условные сигналы для формирования условных рефлексов; и в этом случае предвкушение награды может оказаться даже приятней самой награды.
- Ощущение времени. Человек не ограничивает себя временными рамками «здесь и сейчас». В настоящем он планирует будущее и помнит о прошлом. Но социальные сети говорят: «Смотри, щеночки! Пожар! Афоризм! Пирожок! Забили гол! Грудь Евы Грин!/Торс Криса Хемсворта!». События, требующие эмоционального отклика, идут потоком. Мозг не успевает архивировать такое обилие данных, и время превращается в один доооолгий настоящий момент. Наконец, затекшее тело робко напоминает о себе обманутому мозгу, вы спохватываетесь и видите, что уже половина третьего ночи…
- Удовольствие от самопрезентации. Оказалось, что наш мозг считает разговоры (и не только разговоры) о себе полезным и ценным опытом. Насколько полезным? Акт раскрытия информации о себе активирует ту же часть мозга, которая связана с получением удовольствия от еды, денег и секса. И чем публичней будет этот акт, тем больше удовольствия. В исследованиях Гарвардского университета людям предлагали говорить о себе; одна группа знала, что у нее есть аудитория, вторую просто записывали. Активность нейронов на МРТ у первой группы была значительно больше. Это объясняет, зачем люди размещают в сети даже ту информацию, которая может им повредить, например, фото в пьяном или обнаженном виде (одно другого не исключает, конечно).
Теперь, когда вы знаете, как это работает, вам будет легче противостоять соблазнам всемирной паутины, ведь предупрежден – значит, вооружен.