«Самый богатый человек в Вавилоне»: О вавилонской блуднице, протестантской этике и исторических ляпах

Без рубрики

90% отзывов о книге Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне» полныvavilon-2 радостного позитива и благодарностей автору. Но есть и скептические рецензии на этот супербестселлер – с критическими, ехидными и язвительными замечаниями. Где же правда? Сегодня мы открываем в блоге Студланса книжную рубрику (подписывайтесь, про секс тут тоже будет). И для первой беседы за чашечкой того, что вы любите, решили взять с полки книгу с древневавилонскими премудростями. По крайней мере, как нас пытается в том убедить Джордж Клейсон.

Первый вопрос на повестке заседания нашей избы-читальни:

StudLance.ru

Какова практическая ценность советов от «Самого богатого человека в Вавилоне»?

Несомненное достоинство книги – увлекательная подача материала. Клейсон использует метод кейсов – рисует проблемную психологическую ситуацию и даёт решение проблемы. Вместо сухой методики читатель примеривает на себя ситуацию – надо сказать, что ситуации подобраны типичные: мало денег, попытка нажиться на рискованных операциях, жизнь не по средствам, вложение капитала и так далее.

Большинство читателей считает книгу «Самый богатый человек в Вавилоне» действительно полезной. А за что же критикуют творение Клейсона? Во-первых, за воду:

vavilon

Во-вторых, за прописные истины. Как правило, те, кого книга разочаровала, говорят о банальности советов, которые даёт Клейсон. Ну что тут особо умного-то – живи по средствам, не бери в долг, откладывай 10% с каждой получки… Все мы, мол, про это сто раз читали в финансовых советах многочисленных «гуру».

В 1926 году, когда писалась эта книга, советы Клейсона действительно выглядели свежо и неизбито. Но современный читатель избалован книгами и статьями с финансовыми советами (в том числе и написанными эпигонами Клейсона). Самый известный совет – «заплати сначала себе», то есть отложи 10% с каждого дохода – в тысячах вариаций повторяется на каждом сайте с рекомендациями, как достичь финансовой независимости.

Получается, что многие читатели познакомились с советами Клейсона ещё до того, как открыли книгу «Самый богатый человек в Вавилоне». Так что благодаря бесчисленным рерайтам источник кажется уже не первой свежести.

Для вас эта книга станет открытием, если:

  • ваша черепушка ещё не перегружена всякими «заплати себе сам» и прочими «квадрантами денежного потока»;
  • вы лучше воспринимаете информацию, поданную в виде психологических кейсов и притч.

Пишите в комментах, что думаете по этому поводу. А сейчас переходим ко второму вопросу…

Применимы ли «вавилонские» советы к российской действительности?

Нехилая доля критики в адрес «Самого богатого человека в Вавилоне» приходится на её «нерусскость». Ну какие, говорят критики, могут быть накопления в России? Где чуть ли не каждое десятилетие в ХХ веке озарялось очередной денежной реформой? А если не реформой, так дефолтом? А если не дефолтом, так скачком валютных курсов?

Накопления – это для стабильного Запада, говорят критики Клейсона. Правда, Великая депрессия, которая разразилась всего лишь через три года после выхода «Самого богатого человека в Вавилоне», поставила под вопрос «древние премудрости», изложенные в книге. Миллионы американцев потеряли свои накопления. Вот тебе и «отложи 10% от дохода»! Но всё-таки западная модель экономики не столь хаотична, как российская действительность, и в тучные годы стабильности «вавилонские советы» снова приобрели актуальность.

Ну а россиянам, которые читают Клейсона, самим надо решать – откладывать или тратить, и уж если копить, то в каких монетах – медных, серебряных, золотых или «зелёных».

А был ли мальчик, или исторические ляпы в книге о вавилонских купцах

vavilon-3Всеведущая Википедия утверждает, что Клейсон действительно использовал клинописные таблички и обращался за консультацией в Британскую ассоциацию археологов. К сожалению, эта статья в Википедии начисто лишена ссылок на авторитетные источники, а любой студлансер понимает, что без ссылок курсовик не курсовик. Так что и достоверность фактов, изложенных на этой странице Википедии, пока под вопросом.

В целом же, читая книгу «Самый богатый человек в Вавилоне», постоянно чувствуешь какую-то, простите, историческую лажу. И дело даже не в деталях. Если вчитываться, то можно составить таблицу – что было в Вавилоне, чего не было. Например, ростовщики в Вавилоне были, тут Клейсон не брешет, а вот монет не было, сикли и таланты являлись весовыми единицами, а не чеканными кружочками.

Но дело даже не в этом. Вавилоняне у Клейсона думают и ведут себя, как современные люди. У них ментальность типичного американца. В общем, я лично был бы очень благодарен, если бы кто-то из студлансеров, специализирующийся на истории, написал подробный разбор этого произведения и выяснил, а был ли мальчик – действительно ли Клейсон использовал древневавилонские записи, или просто дал волю своей фантазии? Редакция блога опубликует это исследование и даже отсыплет автору немножко шекелей на электронный кошелёк.

*О том, как стать автором блога, читайте тут.

Кое-что о вавилонских торгашах и протестантской морали

А теперь, цитируя Тэффи, будем «лассуждать пло молань». Вспомним о вавилонской блуднице. Вспомним Библию:

«Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным…».

В европейской художественной, а, следовательно, и ментальной традиции Вавилон выступает метафорой морального разложения и нравственного упадка. Это город – символ богатства и зла, метафора торжества золота над духовностью. Случайно ли Джордж Клейсон поселил своих героев именно в Вавилоне?

samyj-bogatyj-chelovek-v-vavilone-2

На этот счёт у меня две версии.

Первая. Клейсон – жЫрный, очень жЫрный тролль. Он намеренно использовал образ Вавилона, чтобы намекнуть читателям, что в погоне за богатством не стоит забывать о душе. Но, понятно, 99,999% намёка не поняли.

Вторая. Клейсон ничего такого не имел в виду. Он выбрал Вавилон из исторических соображений, как действительно богатый город, в своё время являвшийся центром притяжения денежных потоков. В то же время практические рекомендации Клейсона по укреплению финансового благополучия прочно базируются на традиционной протестантской этике (читаем Вебера, «Протестантскую этику и дух капитализма»). Протестантская предпринимательская этика создала Америку, и она же стала реальным базисом для псевдовосточных притч Клейсона.

И тут возникло очень интересное наслоение. Вавилон – символ библейского зла – стал символом протестантской философии успеха, которая воплотилась в книге о накоплении богатства.

Затейливая трансформация, вы не находите?

 

Оцените статью
Блог Студланса о студлансе!
Подписаться
Уведомить о
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Студенческие работы на заказ

Реферат от 350 руб
Типовой расчёт от 500 руб
Решение задач от 100 руб
Чертеж от 400 руб
Доклад от 200 руб
Презентация от 250 руб
Перевод от 200 руб
Эссе от 200 руб
Сочинение от 200 руб
Рецензия от 350 руб
Шпаргалки от 300 руб
Бизнес-план от 600 руб
А также любую другую учебную работу!