Почему бывает так трудно заставить себя работать? Потому что лень-матушка раньше вас родилась? Нежелание приниматься за труд, который делает из обезьяны человека, связано с недостаточной мотивацией. В долгосрочных планах с мотивацией всё вроде бы прекрасно: оплата ЖКХ в конце месяца, автомобиль в следующем году, вилла на Тенерифе через пять лет… А в краткосрочной перспективе вы видите перед собой только РАБОТУ.
Очень хочется превратиться в обезьяну, взять кило бананов и заныкаться куда-нибудь под пальму.
Подсознание, как это ни странно, не хочет виллу на Тенерифе. Подсознание хочет банан и танчики (сериал, погулять, поспать). Поэтому единственный способ заставить себя работать в этой непростой ситуации – поставить перед подсознанием какую-нибудь реальную, чётко видимую цель, доступную для понимания примитивной мотивационной системы хомо обезьянуса.
Выбор краткосрочной цели
Одна из древнейших мотивационных обманок – это морковка, которую держит на длинной палке хозяин, восседающий на осле. Морковка находится чуть впереди трудяги-животного. Осёл идёт вперёд – морковка маячит перед ним. Осёл идёт – морковка впереди…
Цель чёткая, понятная, вкусная. Осёл перебирает копытами, хозяин идет, куда ему нужно.
Такой же зримой должна быть и сверхкраткосрочная цель, вызывающая у нашего подсознания острый приступ работоспобности. Она должна быть максимально конкретной и достижимой (по крайней мере, в теории).
Например, студлансер может разбить 1000-рублёвый заказ на 10 сторублёвых шоколадок. Довольно трудно представить себе приближение момента покупки виллы на берегу Атлантического океана стоимостью в 10 000 таких заказов. Подсознание охреневает и начинает бастовать. Цель кажется недостижимой. А вот сторублёвая шоколадка – это вполне достижимая цель.
Шоколадку необязательно покупать, главное – видеть перед собой её образ. Сто рублей – шоколадка в кармане! Ставим новую цель: следующую виртуальную морко… шоколадку. Ну или что-нибудь другое, по вкусу.
Если сторублёвый отрезок пути для вас слишком велик – можно делить работу на мороженки, апельсины, бананы… Кто-то отмеряет отрезки пути однодолларовыми купюрами, кто-то – стоимостью виртуального снаряжения в любимой игрушке. Есть товарищи с очень практическим мышлением: «Так, я уже заработал на буханку хлеба, бутылку растительного масла, теперь надо написать параграф курсача на кило куриных грудок…».
Суть – в максимальной конкретизации сверхкраткосрочных целей.
Бедный мозг, опять его обманывают…
Этот мотивационный метод основывается на известном принципе тайм-менеджмента – разделении слона на бифштексы, то есть на разделении работы на небольшие части. Но «метод морковки» добавляет мотивационную составляющую.
Мозг, конечно, жестоко обманывают. И однажды мозг может перестать реагировать на морковки (всё-таки человек – не осёл, хотя зачастую эта разница малозаметна). В этом случае можно попробовать метод награды: выдачу за каждый кусочек работы реальной вкусняшки. Например, шоколадной дольки. Но это уже другой метод повышения краткосрочной мотивации, о котором мы поговорим в следующий раз.