Для того, чтобы успешно написать и защитить дипломную работу, нужно представлять, что именно вы пишете. «Диплом, конечно!» – возмущённо ответит студиозус. Да, диплом, но вот какой? Теоретический? Эмпирический? Смешанный? А если теоретический – то исторический, описательный или методологический?
Зачем нужно знать, какой тип диплома вы пишете
Если студент не представляет, какой тип дипломной работы полагается писать на его кафедре, с ним могут случиться всякие неприятные истории. Например, принёс диплом преподавателю – вроде бы всё, как полагается: и оформление идеальное, и тема раскрыта глубоко, и выводы умные. А препод разворачивает на 180 градусов: мол, голубчик, а не пошли бы вы написать экспериментальную часть исследования? А теоретическую часть, столь чудесным образом расписанную, потрудитесь сократить раз в три, дабы не раздувать объём.
Или, скажем, попросил студент любимую кузину написать диплом. Из родственной любви или за некое вознаграждение (вы же понимаете, что родственникам не особо-то хочется потратить несколько недель на ваши учебные проблемы?) кузина написала дипломную работу. А преподаватель ехидно улыбается: «Ну, голубчик, как же это вы так накосячили? На нашем факультете отродясь эмпирических глав не писали! На кой чёрт вы провели анкетирование на тему отношения рабочих металлургического завода к Иммануилу Канту, а затем ещё и сравнили с отношением офисных работников к оному мыслителю?».
А дело всё в том, что кузина закончила факультет психологии, и без анкетирования написание диплома себе не представляет.
Вообще, конечно, такие случаи – редкость, поскольку ещё на этапе написания курсовых, пролистывания методички и составления плана дипломной работы студент узнаёт, какой именно тип диплома будет писать (даже если не знает, как этот тип называется). И план вчерне отражает специфику типа дипломной работы. Тем не менее, на каждом факультете ежегодно пара-тройка студентов, проспавших всё и вся, удивляет такими косячищами, что они становятся легендарными.
На наш взгляд, понимание того, какого типа у вас дипломная работа, необходимо как минимум по трём причинам:
1) для составления плана дипломной работы, соответствующего требованиям кафедры;
2) для подбора методов исследования, то есть для выбора методологической базы;
3) для того, чтобы получить то, что нужно, если решили вы заказать диплом студлансеру (рекомендуем уже на этапе оформления тендера и или прямого обращения к автору отметить, какой тип дипломной работы вам необходим – ведь студлансеры обычно специализируются не только по учебным дисциплинам, но и по типам проводимых исследований).
Классификация типов дипломных исследований
Основная классификация выделяет следующие виды дипломных работ:
- Теоретическое исследование. Это работа, основанная на критическом анализе научных источников (литературы). Этот анализ выступает базой для собственных теоретических положения автора дипломной работы. Автор вносит свой вклад в теорию рассматриваемой проблемы, возможно – демонстрирует оригинальную точку зрения, новое видение темы.
- Эмпирическое исследование. Этот вид дипломных работ основывается на обработке и интерпретации материалов эмпирического, или опытного, исследования, проведенного лично автором. Он должен провести реальное исследование и использовать полученные факты для того, чтобы подтвердить выдвинутую во введении гипотезу.
- Смешанное исследование. Это работа, объединяющая теоретический и эмпирический подход. Такие дипломные исследования чётко делятся на две части – теоретическую и эмпирическую исследования. Это, пожалуй, самый распространённый тип дипломов, поскольку позволяет автору продемонстрировать умение работать с комплексом научных источников и проводить личные эмпирические исследования.
- Проект. Представляет собой практическую разработку, предназначенную для непосредственного внедрения в практику. Обычно дипломные проекты защищают архитекторы, инженеры. Основную часть проекта в этом случае представляют чертежи. Но могут быть и проекты, созданные студентами других специальностей. Например, будущие психологи могут защищать проекты тренинговых, диагностических или коррекционных методик.
Проекты иногда относят к эмпирическим дипломным работам, поскольку, в зависимости от дисциплины, это может быть формирующий эксперимент или развитие теоретической идеи в практическом направлении. Некоторые методологи считают, что проект лучше выделять в отдельный вид дипломных работ ввиду высокого уровня практической значимости.
Кроме того, из проектно-эмпирического направления выделяются подвиды: экспериментальные, опытнические и др. исследования. К числу проектно-практических работ также можно отнести специальное предметное исследование, подразумевающее решение конкретной математической задачи (достаточно трудоёмкой, чтобы посвятить этой работе целый диплом) или создание физической, математической, астрономической модели.
Теоретические исследования, в свою очередь, делятся на три типа:
- Исторические (имеется ввиду не отношение работы к истории как научной дисциплине, а её характер). Это работы, посвящённые изучения опыта известных деятелей науки, изучение истории и тенденций науки и образования, а также сравнение научных методов и положений, бытовавших в различные эпохи. Очень часто этот тип исследования используется при написании введения или специального пункта теоретической главы диплома, но и весь диплом тоже может быть посвящён раскрытию данных вопросов.
- Описательные (описательно-аналитические). Это исследования, предполагающие описание неизученных документальных данных, раскрытие темы на основе новых или хотя бы по-новому интерпретированных фактов. Строго говоря, чисто описательных дипломных исследований практически не бывает, так как от дипломника требуется демонстрация способности делать обобщения и выводы. Поэтому доля аналитики в описательном исследовании присутствует, даже если оно посвящено описанию неизвестных дотоле фактов. Эти факты мало описать (как, например, в книге «Жизнь Пипина Стопятнадцатого»), нужно ещё и проанализировать их достоверность – как минимум, а лучше – вывести на основании описанных фактов серьёзные обобщения.
- Методологические. Это работы, посвящённые изучению и сравнению различных методов исследования, а главное – разработке новых методологических подходов. Это достаточно сложный тип работы, который требует не только глубокого знания предмета, но и способности видеть методологические основы науки.