ошибки при написании теоретической части дипломной работы

12 ошибок при написании теоретической части диплома

Вы перелопатили тонну научных трудов, потратили несколько недель, а то и месяцев на сбор материалов, сутками сидели над теоретической главой своего диплома… Почему же преподаватель раз за разом отправляет её на доработку?

О том, какие требования предъявляются к дипломнику при написании этой главы, мы подробно рассмотрели в статье «Как написать теоретическую часть дипломной работы». Ну а здесь мы сконцентрируемся на типичных ошибках дипломников, выделив основные проблемы и представив их в тезисах:

Ошибка 1. Недостаточно полное раскрытие тех или иных вопросов. Одна из причин – в нехватке материала: глава получается маленькой, объём приходится натягивать, лить воду. Проблема решается сбором дополнительных материалов или коррекцией темы (если с материалами совсем уж швах). Другой причиной может быть непонимание необходимости осветить определённые аспекты изучаемой темы. С этой проблемой справиться проще, так как на упущения укажет преподаватель, вернув диплом на доработку. Нужно учесть его замечания и восполнить пробелы.

Ошибка 2. Использование 2 – 3 научных источников. Для диплома это очень мало. Даже если вы почерпнули основной материал именно из них, его нужно разбавить вставками из 20 – 30 других источников. Хотя бы для вида.

Ошибка 3. Компилятивный характер, злоупотребление цитатами. Чем диплом отличается от курсовой и тем более реферата? Высокой степенью самостоятельного осмысления проблемы. Если вы просто «сшиваете» куски чужих текстов, получается не диплом, а большой-пребольшой реферат. Даже если вы накомпилируете сто страниц, всё равно это будет реферат.

Кстати, эту ошибку часто допускают влюблённые в тему студенты, которым хочется всунуть в диплом как можно больше информации по теме. Не нужно этого делать, информация в дипломе – не самоцель, а опора для выводов.

Ошибка 4. Отклонение от генеральной линии. Как в советском анекдоте: «Может ли змея сломать себе хребет? – Да, если будет ползти по генеральной линии партии». То есть вы сначала начали писать по теме, потом зацепились за какой-то аспект проблемы и увели линию в сторону. Эта ошибка тоже часто встречается у увлечённых наукой отличников, которым тесно в узкоспециальной теме и хочется объять необъятное.

Как решить проблему? Проработайте структуру дипломной работы и опирайтесь на план, не позволяя себе от него отклоняться.

Представьте, что вы канатоходец Филипп Пети, шагающий по тросу, натянутому между башен-близнецов в Нью-Йорке. Без страховки. Для вдохновения можно посмотреть вышедший недавно на экраны фильм «Прогулка».

Ошибка 5. Отсутствие логики в изложении. Сначала про Фому, потом про Ерёму. Это крайний вариант ошибки №4. Генеральной линии вообще не видно. Теоретическая глава похожа на свалку, где встречаются ценные вещи, но царящий хаос превращает всё вами вываленное в картину Малевича «Дама на остановке трамвая». Но вы не Малевич, вы диплом пишете.

lady-on-a-tram-station-1913

Ошибка 6. Недостаточный уровень самостоятельного осмысления проблемы. Вы неплохо поработали над сбором теоретического материала, а может даже, собрали всё, что написано предшественниками по этой теме. Вклад предшественников в разработку проблемы понятен. А ваш?

Ошибка 7. Отсутствие выводов. Эта проблема часто совмещается с ошибкой №3 (компилятивным характером диплома), но встречается и в самостоятельном виде. Все главы и все пункты исследования должны завершаться выводами. Мало разобрать тему по полочкам и напичкать текст собственными размышлениями. В конце каждого пункта нужно подытожить свои размышления.

Ошибка 8. Отсутствие или малое количество ссылок. Теоретическая часть на то и теоретическая, чтобы в ней проработать материалы по теме и собрать мнения предшественников. Среднее количество ссылок на страницу – три штуки. Разумеется, это не абсолютное правило, но 2 – 3 ссылки на листе надо бы поставить. Кроме того, в ссылках нужно упомянуть все источники, указанные в списке литературы – а вот это уже правило, которое нельзя игнорировать.

Ошибка 9. Отсутствие связи с практической главой дипломной работы. Если теория представляет собой Ding an sich, «вещь в себе», лавры Канта вам не светят. Выражаясь по-русски и без философствований – теория не должна болтаться сама по себе, как нечто в проруби. Теоретическая глава должна быть базисом для практической.

Ошибка 10. Малый или большой объём, несбалансированность частей. Это ещё одна причина, по которой научный руководитель может потребовать переработки теоретической главы. Интересно, что чрезмерно большой объём теории у дипломников встречается, пожалуй, чаще, чем слишком маленький. Основные причины – ошибки №3 и №4. Кто-то допускает несбалансированность частей из-за того, что лень вычленять главное, а кто-то – из-за высокого градуса энтузиазма. Безумно жалко резать теорию, в которой вы расписались, как в монографии, но придётся!

Ошибка 11. Ненаучный стиль, безграмотность. Обычно к моменту написания диплома студент худо-бедно набивает руку на курсовиках и рефератах, овладевая искусством изъясняться научно-респектабельно – копируя стиль монографий и научных статей. Но если наука – не страсть студента, да ещё и языкового чутья не имеется, косноязычие в тексте дипломной работы может достигать уровня facepalm. Особенно в тех местах, где студент высказывает личные выводы. Что делать? Обратитесь за помощью к человеку, владеющему научным стилем – например, закажите редактуру вашего диплома у студлансера. И обязательно вычитайте текст на предмет опечаток: Word не всесилен.

Ошибка 12. Антиплагиат ругается. Возможно, у вас и не было злого умысла, вы и не собирались обманывать научное сообщество в целом и вашего научного руководителя лично, но… уникальность низковата, и надо садиться и корпеть над текстом, доводя его до нужного процента уникальности различными методами. Ну а если вы использовали мошеннические, да ещё и неработающие методы борьбы с антиплагиатом – кто ж вам виноват? Вы нарушили главное правило: «Не попадайся!».

Устранение этих недочётов позволит вам получить «одобрямс» от научного руководителя, прочитавшего вашу теоретическую главу. Правда, этот факт сам по себе не гарантирует пятёрки, ведь преподавателю предстоит ещё прочитать практическую главу, введение и заключение. О том, как избежать типичных проблем при написании этих структурных частей диплома, читайте в статьях:

10 ошибок при написании практической части диплома
10 ошибок при написании введения
— 10 ошибок при написании заключения
— 10 распространнённых ошибок в оформлении дипломной работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Site Footer