По статистике, именно первая сессия наиболее богата на отчисления. Около 20% первокурсников вынуждены покинуть вуз уже после первого семестра. Причина – неумение самостоятельно организовать работу и непонимание того, что лекции и семинары – не школьные уроки, а экзамены в вузе – не школьная контрольная.
Система контроля за посещениями и результатами работы в течение семестра в вузе менее жесткая, чем в школе. При этом не каждый первокурсник обладает перспективным мышлением, не каждый готов к ответственности взрослого человека за использование (и разбазаривание) своего времени. Отсутствие «учительской розги» рождает соблазн использовать «свободное время» для личных дел, а наверстать перед сессией.
Мы попытались выделить типичные ошибки первокурсников: надежду на учебник, списанные лекции и традиционное «за ночь все успею».
Почему не хватает учебника
Огромным потрясением для большинства первокурсников становится тот факт, что учебник играет в вузе вспомогательную роль. И зубрежка перед экзаменом отнюдь не гарантирует успешную сдачу!
Школьник получает базовые знания на основе учебника, а студент сталкивается с многообразием научных точек зрений и концепций. Умение самостоятельно в них разобраться у большинства студентов появляется где-то к четвёртому – пятому курсу (а у многих не появляется вообще). На лекциях преподаватель помогает студентам логически выстроить объем знаний, дает новейшие данные, которые еще не попали в учебники.
Надо ли переписывать лекции?
Итак, без лекций никуда – ведь преподаватель по натуре такое въедливое создание, что именно то индивидуальное, что он сказал на лекции, он и попытается узнать у вас на экзамене!
Поэтому ближе к сессии студенты начинают переписывать, ксерокопировать лекции более усидчивых товарищей. Тут-то и ожидают первокурсника очередная «засада».
Каждая запись лекции на бумаге или набор на ноутбуке (сейчас распространяется и такой метод работы) является продуктом творчества человека, личной интерпретацией услышанного. У каждого студента – свои сокращения, свои опорные слова. Кстати, слепое переписывание лекций и конспектов легко различается преподавателем. В блогах преподавателей можно почитать забавные истории о тупо списанных лекциях. Например, о том, как двадцать человек подали конспекты, где использовали слово «ревантность». Ясно, что ошибся кто-то один, а остальные переписали. На другом курсе в лекциях массово использовалось слово «комунатор» вместо «коммуникатор»…
В общем, если ваш сокурсник запишет, что крокодилы прячут яйца в песок, потому что боятся отморозить, а вы спишете эту лекцию – есть шанс, что преподаватель будет ржать не над одним недоумком, а сразу над двумя.
Китайский за ночь
Сессия как нельзя лучше оправдывает цитату Рабле:
Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.
Тем студентам, кто в течение семестра не выполнил необходимый объем самостоятельной работы, и особенно тем, кто бодро прогуливал семинары, «надышаться перед сессией» будет непросто. Вы уверены, что за три дня сможете прочитать огромный комплекс рекомендованной литературы? И не просто прочитать, но осознать, проанализировать, сравнить позиции авторов, выработать собственное мнение?
Кроме того, в последние дни декабря студент чаще всего сталкивается с такой проблемой: единственная на всю библиотеку книга, оказывается, нужна не только ему! А в интернете её почему-то нет (увы, пока во всемирной паутине успели запутаться далеко не все учебники). Ксерокс, как говорится, наш спаситель, но ведь ещё надо успеть всё это прочесть…
Что же посоветовать первокурснику, который не желает попасть в 20% отчисленных после первой же сессии? Об этом читайте в следующем посте нашего блога!