Если провести опрос среди студентов на тему, какую часть дипломного исследования писать сложнее всего – уверены, что большинство ответит: практическую. Вы тоже относитесь к этому большинству? Вы с ужасом думаете о том, как писать эмпирическую главу? Расслабьтесь – вам помогут студлансеры, у которых можно заказать практическую часть дипломной работы.
- Почему практическая часть диплома – адский ад для множества студентов?
- Что такое практическая часть дипломной работы и зачем она нужна
- Содержание практической части дипломной работы
- Структура практической части
- Взаимосвязь с теорией
- Нужно ли использовать литературу при написании практической части диплома?
- Собираем информацию
- Проверка и оценка
- Обработка материалов, анализ, расчёты
- Оформление практической части
- Обоснование практической ценности
- Выводы по практической части
Почему практическая часть диплома – адский ад для множества студентов?
Написание эмпирической главы вызывает приступ зубной боли у многих студентов (и у немалого числа студлансеров, пишущих дипломы на заказ). В чём заключается сложность в разработке практической части дипломной работы:
- Нужно собирать материал «в поле» (на предприятии, в архиве, в этнографической экспедиции и т. д.), проводить исследования (эксперименты, опросы, анкетирования и пр.), апробировать разработки на практике (возможно, проверять работу механизма, а может – внедрять новый метод усаживания на горшок в детском саду)… В общем, это вам не книжку в библиотеке отксерить.
- Полученный материал нужно будет проанализировать, сравнить, классифицировать, провести расчёты, составить таблицы… У многих вызывают затруднения именно расчёты, анализ и иные исследовательские операции, связанные с эмпирической работой. Конкретные стороны пытки зависят от вашей специальности, но, в любом случае, просто не будет.
- Добавьте к этому разработку какой-нибудь практической фигни, которая при внедрении увеличит надои, усилит потенцию, сделает счастливыми всех людей мира… Ну, или хотя бы на 3% снизит тревожность младших школьников при изучении таблицы умножения. На самом деле вряд ли кто-то будет внедрять вашу гениальную разработку, но попотеть вас заставят.
Погружение в этот ад вы не планируете? Правильно, пусть погружаются студлансеры – они закалённые. Конечно, лучше заказывать диплом целиком, поскольку это гарантирует единый стиль написания, но бывает и так, что проблемы у студента – только в практике.
- Теоретическую часть можно написать, опираясь на книги или вообще сперев часть чьей-нибудь непроиндексированной поисковиками диссертации;
- Введение и заключение – сваять по шаблону;
- А вот над эмпирической главой придётся попотеть: скоммуниздить неоткуда. Хорошо, что на свете есть студлансеры!
Кроме того, иногда весь диплом пишется у студлансера из другого города, а вот для практической главы нужно подзапрячь кого-то из земляков.
Ну а если вы решили писать эмпирическую главу самостоятельно (или сами являетесь студлансером), вам будет полезны нижеприведённые советы.
Впрочем, если вы заказываете практическую главу на Студлансе, всё равно стоит ознакомиться с правилами написания этой важной части дипломной работы. Хотя бы для того, чтобы оценить качество выполнения заказа и внятно ответить на вопросы преподавателя.
Итак, давайте по порядку. Начнём с того, что вам предстоит писать, зачем и как.
Что такое практическая часть дипломной работы и зачем она нужна
В данной статье мы рассмотрим самый распространённый вариант: когда практическая (эмпирическая) составляющая дипломной работы выносится в качестве отдельной главы. В этом случае практическая часть – это как раз то, ради чего и пишется вся дипломная работа. Без неё вас вообще не допустят к защите, поскольку теоретической главы недостаточно для внесения нового слова в науку: теория должна подкрепляться практикой.
Эмпирическая глава демонстрирует, способен ли студент применить на практике усвоенный теоретический материал. Проблема, являющаяся центром исследования, решается в контексте реальной ситуации, или на основе экспериментов, или основе анализа собранного в полевых условиях материала. В процессе эмпирического исследования студент должен подтвердить гипотезу, выдвинутую во введении и внести посильный вклад в развитие науки.
На многих специальностях дипломник должен также предложить практические разработки, которые могут быть внедрены в работу конкретного предприятия или в целом использоваться представителями данной профессии. Это могут быть предложения по совершенствованию предмета исследования или даже разработка целого проекта.
Содержание практической части дипломной работы
Трудности, с которыми сталкиваются студенты при работе над эмпирической главой, иногда перекрывают по гемо… по затейливости все сложности, связанные с написанием теории, введения и заключения, вместе взятых.
В практической части диплома необходимо:
— дать описание объекта дипломного исследования;
— обосновать выбранные методики работы с практическим материалом;
— собрать этот материал;
— произвести анализ собранных данных;
— внести уникальные предложения для внедрения на практике (не на всех специальностях);
— сделать выводы.
Практическая работа должна в итоге привести к решению задач, поставленных во введении.
Структура практической части
Глаза боятся – а руки делают. Эмпирическое исследование на первый взгляд может показаться неподъёмным, но ЭТО ежегодно делают сотни тысяч студентов. Начнём с составления структуры эмпирической главы и выбора методики исследования.
Эмпирическая глава дипломной работы, как и теоретическая, делится на пункты (параграфы). Это необходимо хотя бы потому, что объём практической главы в дипломе, в отличие от курсовой, достаточно велик: не менее четверти от основной части, часто – до половины.
Логика деления практической главы на части подразумевает последовательное изложение:
— методики исследований;
— проведённого опыта и его результатов (собранных материалов);
— данных, полученных в результате обработки полученной информации;
— выводов.
Таким образом, практическая глава начинается с обзора методик, которые были использованы в ходе эмпирического исследования, поскольку они, образно выражаясь, задают тон всей вашей «полевой» работе. Дальнейшее структурирование практической главы зависит от характера исследования. Например, это может быть последовательное описание в пунктах эмпирической части этапов эксперимента.
Взаимосвязь с теорией
Ещё до того, как приступить к сбору информации для практической части дипломной работы, используйте правило «семь раз отмерь, один отрежь». Во-первых, обязательно проконсультируйтесь у преподавателя относительно методик, по которым будете проводить эмпирическое исследование. Во-вторых, проверьте: соответствует ли запланированный эксперимент или другой вид практической работы теоретическому базису, которому вы посвятили первую главу?
Одна из главных ошибок при написании практической части (ссылка на статью «10 ошибо при написании практической главы») – именно её несоответствие теоретической. В правильно написанной дипломной работе практика базируется на теории, изложенной в первой главе основной части, поэтому и выбор методик, и сама суть практической работы должны логично вытекать из содержания.
У дипломников же часто наблюдается такая картина: теория сама по себе, практика сама по себе.
Например, в теоретической части рассматривается типология избушек на курьих, гусиных и утиных ножках. А в практической – разрабатываются бюджетные методы встречи Иван-царевичей в условиях кризиса.
Рецензенту и членам госкомиссии предлагается решать: то ли первая глава не о том, то ли вторая болтается, как, э-э-э, варенье в вакууме. Что бы они не решили, высокой оценки ждать не стоит. И это ещё оптимистичный вариант, могут ведь вообще не допустить к защите.
Нужно ли использовать литературу при написании практической части диплома?
Несмотря на то, что практическая глава основывается на данных, полученных в результате самостоятельного поиска первичной информации или экспериментальных данных, вам может понадобиться и научно-методическая литература. Это могут быть сборники психологических тестов, материалы с описаниями технологических процессов, методички для проведения лабораторных экспериментов и т. д.
Используя эти материалы для описания своей экспериментальной методики, помните о бдительности антиплагиата и не передирайте целиком. Сложно? Да, поскольку в описание эксперимента по конкретной методике нельзя вносить отсебятину. Чтобы победить антиплагиат, вы можете кратко упомянуть о том, что, мол, в работе использованы тесты Пупкина-Васькина, а за описанием отправить научрука, рецензента и членов госкомиссии в приложение.
Не забывайте также ставить ссылки, если вы используете чужие тесты, опросники, методические наработки.
Собираем информацию
После того, как вы определились с методикой исследования, пора приступать к сбору информации, которая ляжет в основу последующего анализа, расчётов, сравнений, классификаций или ещё каких-то научных манипуляций. Для практической части всегда собирается первичная информация об объекте исследования. Это значит, что данные для эмпирического исследования нельзя взять из какой-то книги или статьи, их нужно получить самостоятельно.
Основные варианты получения первичной информации:
- Результаты самостоятельно проведённых опытов, экспериментов.
- Данные наблюдений, полученных в процессе прохождения практики и зафиксированные в дневниках, отчётах.
- Использование документов, содержащих первичную информацию (от Конституции РФ до бухгалтерской отчетности и материалов судебной практики).
- Информация, полученная в результате опросов, анкетирования, интервьюирования.
- Данные, полученные в открытых информационных источниках. Например, актуальные на этот сезон цены для составления сметы гастрономических туров по Италии, Испании и Франции.
Зачастую приходится использовать сразу несколько видов источников первичной информации. Например, педагог может использовать опросы и наблюдения, менеджер – анализ финансовых документов и анкетирование.
Сбор информации для эмпирического исследования – задача непростая. Самая главная трудность заключается в том, что придётся оторвать свой тухес от кресла и пойти сбрасывать килокалории на конкретное предприятие, в школу или вообще в горы, как Шурику из «Кавказской пленницы».
Собирая материал для практической части дипломной работы на предприятии, мало просто походить по территории. В зависимости от специальности и выбранных методик исследования, нужно будет или проводить работу с персоналом/клиентами/аудиторией, или запрашивать документы (например, материалы судебной практики, бухгалтерские отчеты о прибылях и убытках и пр.). Возможно, потребуется запросить на предприятии сведения о себестоимости производимой продукции, характеристиках оборудования, обстановке номеров, технологии производства.
Надо сказать, что далеко не всегда студенту бывают рады. За удовлетворение научного любопытства практиканта сотрудникам дополнительно не платят. Поэтому со всей серьёзностью отнеситесь к выбору места для проведения эмпирического исследования.
- Обязательно заручитесь поддержкой руководства предприятия или организации.
- Прекрасно, если ваш научный руководитель замолвит о вас словечко.
- А лучше всего, если это будет предприятие, на котором работает кто-то из родственников (в идеале – на руководящем посту).
- Полезно также проходить преддипломную практику на одном и том же предприятии – так вы сможете начать сбор эмпирических материалов заранее, не дожидаясь пятого курса. Ну, конечно, если вы – гиперответственный человек.
Вот тут и возникает вопрос: как быть студлансерам и их заказчикам, если для написания практической части дипломной работы нужно появиться на предприятии? Разработке этого шпионского сценария мы посвятили отдельную статью.
Проверка и оценка
Итак, информация собрана. Но прежде чем переходить к её анализу, расчётам и исследовательским операциям, необходимо произвести проверку и оценку. Иными словами, убедиться, что полученная информация обладает достоверностью, новизной, объективностью. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько полной и доказательной является собранная вами информационная база, то есть достаточно ли материалов для проведения исследования.
Скажем откровенно: значительная часть студентов на данном этапе выдаёт желаемое за действительное или вовсе мухлюет. Морали читать не будем, напомним лишь про принцип «не попадайся».
Если же вы настроены серьёзно и собираетесь ответственно отнестись к своему практическому исследованию – давайте посмотрим, как следует производить проверку полученной информации.
Проверка информации по критерию новизны:
- в научный оборот вводятся неизвестные дотоле факты;
- выявляются новые закономерности, связи между фактами, явлениями, их элементами;
- старые знания пересматриваются с новой позиции, методики или методологии, при этом претерпевая значительное структурное изменение или приращение;
- уже известные материалы исследуются более глубоко;
- известные, но разрозненные материалы обобщаются, классифицируются, систематизируются.
Проверка информации по критериям достоверности и объективности:
- исследовательские операции проводились с реальными фактами;
- эти операции можно воспроизвести;
- полученные выводы и обобщения проверяемы;
- полученная информация не подверглась случайной фальсификации.
Проверка информации по критерию доказательности:
- выводы, обобщения, предложения не декларированы, а доказаны в процессе исследования.
Проверка информации по критерию полноты:
- освещены все аспекты проблемы;
- информации достаточно для проведения всех этапов исследования;
- нет упущений, влияющих на результаты эксперимента.
Существует мнение, что даже частичного соблюдения этих требований уже достаточно, чтобы написать нормальную практическую главу. В конце концов, вы пишете не диссертацию. Тем не менее, лучше всё же по максимуму проявить ответственность, собирая информацию для исследования. Будет обидно, если в процессе анализа и/или расчётов вы вдруг выясните, что чего-то не хватает. Ещё обиднее будет, если преподаватель заставит вас проводить эмпирическое исследование с нуля. Ну и совсем обидно будет проводить его в следующем году, получив недопуск к защите или вообще с треском её завалив.
Обработка материалов, анализ, расчёты
Анализ собранных данных, наверное, является наиболее сложным этапом при работе над эмпирической главой. Если при анализе научной литературы для теоретической главы можно было схитрить, списать откуда-нибудь чьё-то мнение и выдать за своё – то анализ первичной информации для практической главы придётся проводить самостоятельно.
Аналитические операции, в зависимости от специальности, проводятся разными способами. Например, экономисты и менеджеры могут анализировать зависимость снижения убытков при внедрении в работу ресторанной кухни принципиально новой модели картофелечистки. Психологи и педагоги – вдумчиво искать взаимосвязи между агрессией дошкольников и хобби их отцов (от рыбалки под водочку до танчиков под пивко). Филологи – вычленять исконные архетипы в новых матерных конструкциях русского языка.
Если у вас пухнет голова, можете заказать проведение анализа и расчётов у студлансеров. Это будет дешевле, чем заказывать весь диплом или практическую главу целиком.
Оформление практической части
Важная особенность практической главы дипломной работы – грамотное оформление всех этих расчётов и прочего аналитического креатива. Если теоретическая глава в большинстве случаев представляет собой сплошной текст, разбиваемый заголовками, то в эмпирической, как правило, имеются схемы, графики, диаграммы, функции, формулы, вычисления, графики, иллюстрации и т. п.
Грамотное оформление всей этой красоты порой занимает едва ли не столько же времени, сколько набивание текста практической главы. Чтобы оптимизировать свою работу, используйте следующие рекомендации:
- В тексте эмпирической части оставляйте только самое важное, необходимое для наглядного представления этапов эксперимента и его результатов. Самый объемный наглядный материал (например, чертежи, анкеты, фотографии) отправляйте в приложения, используйте для оформления презентации и в качестве раздаточного материала на защите. Не забывайте в соответствующих местах практической главы упоминать номер приложения.
- В самой практической главе из наглядностей обычно присутствуют таблицы, оформляемые в виде рисунков диаграммы. Изучите правила оформления таблиц и рисунков, вставляемых в текст.
- Если вы видите, что используемые формулы и аналогичные материалы снижают уровень уникальности, ставьте их в вордовский файл изображением.
- Тщательно перепроверьте таблицы, расчёты на предмет опечаток. Вряд ли кто-то (даже научрук) будет вдумчиво всё это пересчитывать, но лучше перестраховаться. Если какой-нибудь дотошный член госкомиссии докопается до опечатки в расчётах – рухнуть, как карточный домик, может весь диплом.
Обоснование практической ценности
После того, как вы проанализировали эмпирический материал, полученные результаты нужно использовать для чего-то полезного. Проще говоря, вам нужно выдвинуть конкретные предложения, направленные на совершенствование предмета вашего исследования. Например, вы можете:
- предложить способы решения выявленных проблем (пример: раздача шоколадок полицейским для повышения уровня IQ на полтора пункта);
- разработать мероприятия, нацеленные на совершенствование изучаемого объекта (пример: сценарий безалкогольного корпоратива для работников свинофермы);
- предложить проект нового механизма (пример: инновационный наносортировщик мусора для офисных помещений).
В общем, ваши ценные предложения должны показать: не зря, не зря писал диплом этот выпускник! Полезное дело сделал, товарищи!
Выводы по практической части
Завершающий этап написания эмпирической главы – формулировка выводов. В них нужно:
— кратко подвести итоги проведённого исследования;
— рапортовать о подтверждении выдвинутой во введении гипотезы;
— скромно подчеркнуть свой бесценный вклад в профессиональную практику, заключающийся в разработке чего-то инновационного.
Правда, после анализа данных может оказаться, что полученные результаты не подтверждают, а опровергают выдвинутую во введении гипотезу. Вот это засада!
Что делать? Правильный путь – формировать новую гипотезу и проводить новые исследования. В реальности студенты либо подгоняют результаты под гипотезу (опасный вариант), либо выдвигают гипотезу уже после получения результатов исследования (оптимальный вариант). Поэтому, кстати, введение обычно пишется уже после того, как готова основная часть дипломной работы.