теоретическая часть дипломной работы

Как написать теоретическую часть дипломной работы, или Пара слов о мётлах для квиддича

Когда студент понимает, что теорию для диплома списать из трёх учебников не получится, его посещает гениальная мысль: а может, кто-то всё это напишет за меня? Перелопатит 30 – 50 научных трудов, проанализирует, обобщит, расставит ссылки, сделает выводы и добьётся высокой уникальность? Если в ваши планы не входит погружение в океан премудрости и борьба с антиплагиатом, если вам попались зубодробительная тема дипломной работы и въедливый научный руководитель, простейший способ решить проблемы – заказать теоретическую часть дипломной работы.

Эта статья будет полезна и заказчикам, и авторам студенческих работ (студлансерам), и тем студентам, которые решили писать диплом самостоятельно. Как писать теорию к диплому – нужно знать всем.

Зачем это нужно тому, кто заказывает теоретическую главу? Зная, как должна выглядеть качественно написанная теория к диплому, что должна содержать теоретическая часть, каким требованиям соответствовать, вы сможете проверить качество работы студлансера. Кроме того, вы сможете грамотно составить развёрнутое ТЗ, что предотвратит возможные недопонимания.

Итак, можно ли заказать студлансеру не весь диплом, а только теорию? Конечно, можно. Многие дипломники так и делают – по разным причинам. Например:

  • Экономия средств. Если заказывать только теорию, можно сэкономить до 70% от стоимости диплома. Если вы считаете, что теоретическая часть – самая сложная и трудоёмкая, так как подразумевает работу с тонной литературы, а остальное готовы написать сами, это ваш вариант.
  • Практическую часть очень часто, хочешь не хочешь, приходится писать самостоятельно, так как студлансера вместо себя на практику не отправишь. Так зачем платить за весь диплом?
  • Если литературы для написания теории в вузовской и областной библиотеке – кот наплакал, то заказать написание теоретической главы – более экономичный вариант, чем ехать на поиски материалов в столицу.
  • Многих студентов страшат системы антиплагиата. Именно теорию, которая пишется на основе анализов научных источников, труднее всего сделать уникальной. Но опытные студлансеры знают, как написать теоретическую главу так, чтобы никакой антиплагиат не придрался.

Если вы хватаетесь за голову со стонами «Не могу написать дипломную работу, не могу написать теорию!» – размещайте заказ на Студлансе.

После того, как вы пришли к этому вполне разумному решению (экономящему ваше время, силы, нервы), есть два пути. Первый – разместить заказ на Студлансе и отметить проблему как решённую. Второй – перед оформлением заказа прочитать эту статью, чтобы понять:

  • как пишется теоретическая часть дипломной работы;
  • что от вас будет требовать научный руководитель;
  • и что, в свою очередь, требовать от студлансера.

Что такое теоретическая часть дипломной работы и зачем она пишется

В структуре дипломного исследования теоретическая часть может занимать два положения:

1) являться одной из глав (вторая, соответственно – практическая);
2) равняться основной части (иными словами, основная часть полностью является теорией, практической главы нет).

В том случае, если в основной части есть и теоретическая, и практическая главы, то теория всегда идёт первой. В теоретической главе дипломник располагает теоретические положения, являющиеся базисом для последующего практического исследования. Эти положения автор дипломной работы формулирует на основе работы с научной литературой.

Если теория занимает всю основную часть, то обычно, помимо научной литературы, используются также источники первичной информации (документы, архивные материалы и т. д.). В этом случае в рамках основной части студенту нужно продемонстрировать умение раскрыть тему и внести нечто новое в науку, опираясь и на труды предшественников, и на анализ первичных источников.

Необходимо подчеркнуть, что теоретическая часть дипломной работы не может быть написана на основе учебников, энциклопедий и популярной (даже научно-популярной) литературы. Изложение и анализ материала, то есть построение теоретического базиса диплома, подразумевает научный подход.

Зачем пишется теория? Многие студенты, безуспешно пытающиеся написать теорию и допускающие при её написании чудовищные ошибки, легко справляются с этой задачей, как только понимают смысл написания теоретической части дипломной работы:

— детальное изучение объекта исследования;
— отражение дискуссионного аспекта темы;
— анализ различных точек зрения;
— самостоятельное формирование теоретической концепции;
— логичный выход на практическую часть дипломного исследования.

Простая компиляция выдержек из чужих трудов не является целью написания теоретической части диплома. Проще говоря, это никому не нужно – это же не реферат. Ваша цель – создать внятный, логичный теоретический базис для проведения своего эмпирического исследования.

Для достижения этой цели предстоит решить три задачи:

  1. Систематизировать собранный материал.
  1. Пропустить его через себя, сформировать собственную позицию по изучаемому вопросу.
  1. Связно и логично изложить свои теоретические разработки.

Выбор принципа изложения и структура теоретической части

Одно из главных требований, предъявляемых к теоретической части диплома – связность и логичность. Казалось бы, это глас Капитана Очевидности. Но у многих дипломников с логикой изложения – дикий швах. Почему это происходит? Одна из главных причин – непроработанность структуры теоретической части или вообще отсутствие внятной структуры.

Как бороться с этой проблемой? Созданием чёткой структуры теоретической главы, базирующейся на конкретном принципе написания. Придерживаться этого принципа нужно в течение всего процесса написания теории.

Чаще всего теоретическую часть пишут по принципу от общего к частному. Иными словами, сначала идёт общий подход к проблеме (например, «что такое метла»), а затем положения раскрываются и конкретизируются («мётлы средневековых ведьм», «мётлы Хогвартса» и т. д.). 

Рассматривая явление по логическому принципу, необходимо последовательно рассмотреть его проявления (феменологию), рассмотреть его место среди других явлений, выявить взаимосвязи, определить компоненты и связи между ними, проанализировать определения это явления, данные разными авторами, а также рассмотреть существующую практику использования.

Возможно, построение теоретической части будет строить на изучении отдельных сторон проблемы (например, политических, экономических, культурных реформ государственного десятеля).

Часто используется хронологический принцип описания – например, при анализе исторических явлений или при рассмотрении хронологии исследований при изучении различных подходов к исследованию проблемы.

Лайфхак: возьмите за основу принцип изложения в одном из авторитетных трудов по вашей теме, если на ином не настаивает преподаватель. 

Определившись с принципом изложения, проработайте структуру теоретической части. Черновой набросок вы должны уже были сделать на этапе составления плана дипломной работы. Сейчас пора максимально конкретизировать этот план, при необходимости внеся изменения с учётом собранного материала.

Дополнения и изменения в плане теоретической части – нормальная часть рабочего процесса. Изучая черновик, ваш научный руководитель может предложить изменить составляющие теоретической части. Вполне возможно, что от некоторых пунктов первоначального плана придётся отказаться, объединить их или, наоборот, добавить новые параграфы.

Объём теоретической части дипломной работы

Работая над структурой теоретической части, не забывайте о балансе составляющих по объёму. Теоретическая часть диплома – сколько страниц на неё отвести? Объём теоретической главы должен позволять полноценно раскрыть тему дипломного исследования, при этом не допустив журчания «воды». Нормальный объём теории – от 1/2 до 2/3 основной части, которая, в свою очередь, составляет 70 – 80% диплома. Таким образом, при стандартном объёме дипломной работы в 60 – 70 листов и наличии практической части на теорию будет отведено 30 – 35 листов.

При меньшем или большем объёме дипломной работы размер теоретической главы может варьироваться от 25 до 50 листов. Выходить за эти рамки нежелательно.

Ну и, как подсказывает Кэп Очевидность, если практической главы в дипломе нет, то теоретическая часть по объёму будет равна основной.

Что касается пунктов (параграфов) теоретической главы (при наличии практической), то их число обычно варьируется пределах трёх – пяти. Необходимо распределить материал так, чтобы пункты не слишком отличались по объёму. Желательно не допускать отличия в объёме между пунктами более чем в 1,5 раза, хотя строгих требований здесь нет. Главное, чтобы пункты были не слишком малы и не слишком велики по объёму. Две странички на параграф – это, как вы понимаете, маловато.

Как систематизировать материалы и отобрать нужное?

Итак, план составлен, принцип написания выбран, материалы отобраны. Пора бросаться в океан собранной информации и писать теорию. Те студенты, которые делают «Бултых!» с зажмуренными глазами и гребут из книг и статей всё, что попадёт под руку, рискуют оказаться среди груды перепутанных водорослей, китовых туш, сломанных вёсел, с боем выдранных клочков акульих тел… Преподаватель, увидев всю эту мешанину, логично отправит её на доработку.

Не нужно впихивать в теоретическую часть всё, до чего вы можете дотянуться! Очень важно разобраться, окинув взглядом вашу информационную добычу: всё ли вам нужно?

Практически у каждого студента, серьёзно подошедшего к написанию диплома, после окончания работы остаётся груда материалов: ксерокопий, выписок, книг, на которые потрачены деньги, но которые использовались для простановки нескольких ссылок «для украшения»… Получается, вы зря потратили время и деньги, собирая лишний материал для дипломной работы.

И потраченных ресурсов жалко, и писать работу было сложнее, потому что приходилось зарываться в эту груду. Как оптимизировать написание теоретической части? Очень просто: не превращаться в Плюшкина и не тащить в теоретическую главу всё подряд.

Используйте следующие принципы работы с собранными материалами:

  1. Мы уже писали о важности предварительной систематизации материалов уже в процессе поиска и добычи информации. Напомним, что к сбору материалов для дипломной работы лучше подходить с толком, чувством, расстановкой. Это намного облегчит следующий этап работы над дипломом. Если вы собирали материалы без логики, сваливая всё «в кучу», систематизация собранного станет отдельным этапом подготовки к написанию теоретической главы.
  1. После систематизации материалов у вас должны оказаться:

— Большие блоки информации из книг и статей, которые станут основой для теоретической части диплома (скачанные, купленные или отксерокопированные по максимуму, чтобы всегда были под рукой). При этом желательно, чтобы уже в процессе проработки литературы вы выделили, подчеркнули, как-то отметили наиболее значимые куски текста.

— Узкотематические блоки, необходимые для раскрытия конкретных вопросов, написания отдельных пунктов и параграфов (разложенные по отдельным папкам, с пометками, что куда ставить).

— Цитаты, короткие выдержки (с указанием, откуда взято, чтобы точно поставить ссылки).

— Собственные заметки, умные мысли, наброски, предварительные выводы.

  1. Выделите «флагманы» в списке литературы и опирайтесь на них в процессе написания теории. Но помните, что нельзя списывать материал целыми кусками, нужно пропускать информацию через фильтр своего мозга. Учитывайте, что научный руководитель и рецензент наверняка хорошо знают основные труды по вашей теме. Даже если вы, написав теоретическую главу на основе двух-трёх известных трудов, добьётесь уникальности и сможете обмануть антиплагиат, высок шанс «палева» со стороны преподавателя и рецензента. Не стоит ждать высокой оценки за диплом, теоретическая часть которого представляет собой чью-то переписанную книгу. 

Есть, конечно, и исключения. Популярный студенческий лайфхак – использование при написании теоретической главы непроиндексированных диссертаций и переводов иностранных книг. Антиплагиат молчит, риск «палева» перед научным руководителем существенно снижается.

  1. Обычно для написания теоретической главы студенты используют 3 – 5 «флагманов» и 5 – 10 книг или статей, раскрывающих узкие вопросы. Но от дипломника требуется проработка гораздо большего количества научных источников по рассматриваемой теме. Обычно – не менее тридцати, а лучше полсотни и даже больше. Но большинство этих источников используется разово: вставил цитату или упомянул позицию автора, использовал при сопоставлении или в качестве иллюстрации к теоретическому положению – и достаточно. Здесь работает закон Парето: 80% полезной информации дают 20% использованных источников.

Учтите важный момент: если вы ставите в библиографию какой-то источник, на него обязательно должна стоять хотя бы одна ссылка. Нельзя раздувать список литературы за счёт книг и статей, которые ни разу не упомянуты в тексте дипломной работы.

  1. Ставьте ссылки сразу, как только использовали в тексте какой-то материал. Расставлять ссылки после написания работы гораздо сложнее: нужно повторно просматривать материалы, вспоминать, из какого источника, да ещё и с какой страницы, взята та или иная цитата. Кстати, большинство ссылок будет идти как раз из теоретической части, и это нормально. 
  1. Написание теоретической главы – процесс длительный, задача масштабная. Вполне возможно, что в процессе написания вы поймёте, что вам не хватает каких-то материалов. Это нормально. Поэтому, распределяя задачи в календарном плане, обязательно предусмотрите время, которое потребуется вам для поиска дополнительных материалов. Эти материалы будет несложно вписать в теоретическую главу, но лишь в том случае, если у вас будет сформирован основной костяк. 

Приступайте к написанию теоретической главы диплома только после того, как соберёте основную часть материалов. Процент дополнительной информации, собираемой уже в процессе написания теоретической части, не должен превышать 20% (да, закон Парето рулит и здесь).

Анализ материалов, или Два способа написания теоретической главы

Отобрали нужное, распределили материалы по пунктам, сделали наброски? Теперь есть два пути написания теоретической главы:

1) Простой, но небезопасный. Соединить куски текста в единое целое. Сшить на живую нитку, написав более-менее внятные и логичные связки. Часа три на работу, ну, может быть, дня три… И – вуаля! Теоретическая часть почти готова. Теперь поколдуем над уникальностью, добившись молчания систем антиплагиата. Обычно студенты, выбирающие этот подход, особо не заворачиваются и используют метод рерайта.

Плюсы этого подхода:
Просто и быстро.
Скорость написания теории к диплому можно повысить, используя методы сканирования и копипаста.
Если использовать переводные и непроиндексированные материалы (например, из диссертаций), можно даже не заморачиваться со связками.

Минусы:
Пройти антиплагиат довольно сложно. Бывает, что, потратив три часа на компоновку теории, студиозус три недели сражается с системами антиплагиата.
Если научный руководитель – не пофигист, сшитую на тяп-ляп теоретическую часть вы будете дорабатывать до посинения.

2) Сложный, но результативный. Использовать собранные материалы для глубокого анализа, пропустить их сквозь призму личного мировоззрения, прогнать через нейроны собственного мозга.

Несомненные плюсы второго подхода:
Проще пройти антиплагиат. Этот подход работает даже в том случае, если преподаватель по зверству натуры использует системы проверки типа text.ru, отличающиеся способностью снижать уникальность даже при очень качественном рерайте (подробней об этой проблеме читайте в статье «Что делать, если ваша работа уникальна, а программа антиплагиата утверждает – нет?»).
Проще делать выводы. Погрузившись в анализ материалов, вы обнаружите связи между рассматриваемыми явлениями, выявите закономерности. Результаты анализа и синтеза сложатся в логичные выводы.
Практически гарантирована научная новизна, так как в процессе самостоятельного исследования у вас появляются новые мысли, идеи, предложения. Глубокий анализ теоретического материала приводит к созданию новых терминологических, хронологических, методологических подходов.
Прокачивается скилл научного мышления. Это особенно полезно для поступающих в аспирантуру и стремящихся связать свою жизнь с наукой.
Гарантии, конечно, нет, но шансы получить респект от научрука довольно высоки.
Писать диплом интересней!

Минусы второго подхода:
трудоёмкость;
серьёзные временные затраты;
необходимость включения мозга (и обязательное его наличие);
не факт, что ваши труды будут оценены по достоинству – случается, к сожалению, что студенты, сляпавшие теорию из отсканированных кусков и скрепивших их даже не скотчем, а синей изолентой, получают более высокий балл, чем те, что месяцами вдумчиво горбатились над литературой. Бывает и такое.

Требования к содержанию теоретической главы

Какой способ работы с материалами выбрать – решать вам. Главное, чтобы в итоге теоретическая часть представляла собой прочный научный базис для эмпирического исследования. Или хотя бы являла видимость оного.

В любом случае, ваш научный руководитель, рецензент, а также любой член государственной комиссии, решивший ознакомиться с вашим дипломным исследованием, должен найти в теоретической части:

  1. Раскрытие изучаемого понятия, сущности и содержания объекта исследования, причём с различных точек зрения и научных позиций.
  1. Чёткую научную терминологию и/или хронологию. Возможно, вам придётся выработать собственный терминологический и/или хронологический подход. Например, проанализировав несколько десятков определений, выбрать самое подходящее (обосновав свой выбор) или же сформулировать собственное. Или же разработать своё хронологическое деление явления на этапы, выработать периодизацию.
  1. Анализ составных частей, звеньев и элементов изучаемого явления. Это может быть изучение видов и форм, этапов и периодов, способов проявлений и механизмов функционирования, форм реализации и т. д. Часто для раскрытия сущности понятия используется метод классификации, при использовании которого необходимо придерживаться принципов единичности критерия, соразмерности, исключительности, непрерывности.
  1. Признаки осмысления научных теорий, концепций, касающихся рассматриваемых в дипломной работе вопросов. Дипломнику необходимо познакомиться с наработками предшественников, работавших с проблемой, изучить историю её изучения. В теоретической части диплома следует продемонстрировать знакомство с различными подходами к исследованию проблемы, проанализировать труды отечественных и зарубежных авторов.
  1. Самостоятельные выводы, практические разработки. Автору диплома нужно доказать, что он – сформировавшийся специалист, который способен генерировать собственные идеи!

Логика написания и раскрытие темы

Казалось бы, придерживаясь чёткой структуры, не отходя от выбранного принципа написания и обладая массивом нужных материалов, студент вполне может связно написать теоретическую часть. На практике этого может оказаться недостаточно: содержание не удовлетворяет научного руководителя, логика раскрытия темы страдает. В чём засада?

Часто дипломнику мешает увлечённость проблемой и отход от темы. Студенту хочется затронуть дополнительные вопросы, а в итоге получается нагромождение лишнего или вовсе уход в другую степь.

Очень важно держать перед глазами тему работы, главную мысль. Необходимо всё время проверять себя: следую ли я общей теме? Не отклоняюсь ли от цели, не отхожу ли плана? Фокусируйте взгляд на проблеме, иначе получится, что работа у вас обо всём и ни о чём.

Эта проблема характерна для эрудитов, отличников. Увлечённым студентам нужно силой воли заставлять себя сужать фокус исследования и держать полёт вдохновения в рамках. Если уж пишете о мётлах для квиддича, то на кой вас понесло описывать веники и пылесосы?

С другой стороны, часть вопросов может остаться нераскрытой. Эта проблема характерна для студиозусов, привыкших работать на тяп-ляп, «на отцепись». Впрочем, и у отличников, отклонившихся от темы, нужные вопросы могут откочевать на периферию. В итоге, скажем, изучая упомянутые мётлы, студент пишет о швабрах, щётках, полировальных машинах, но ни слова не говорит об аэродинамике.

Избыточность – ещё одна проблема, характерная для многих дипломников. Не увлекайтесь компиляцией, не громоздите факты ради фактов. Держите в уме в качестве свой главной задачи самостоятельное создание теоретической концепции. Это значит, что собранные материалы должны использоваться для иллюстрации, анализа, сопоставления. Не нужно писать вторую «Британику».

Крайне важно помнить при написании теоретической главы, что она является базисом для практического исследования. Логика дипломной работы такова, что теория ведёт вас к практике. Обе части дипломной работы должны быть взаимосвязаны. Если в теоретической части вы пишете про Фому, а в практической – про Ерёму, не стоит рассчитывать на понимание научного руководителя и рецензента. Когда работаете над теорией, время от времени задавайте себе вопрос: то, что сейчас пишу, работает на практическую часть? Получив от себя самого утвердительный ответ – продолжайте в том же духе.

Ведите дискуссию!

Тема дипломной работы, как правило, малоизученная и дискуссионная. По хорошо разработанной тематике пишутся рефераты, а в дипломном исследовании вы должны заниматься не компиляцией, а самостоятельным сопоставлением источников. Не нужно злоупотреблять цитатами, их достаточно одной-двух страницу, можно даже меньше (и эти цитаты не должны быть чрезмерно объёмными). Ссылок должно быть существенно больше, чем прямых цитат. Не следует просто излагать наработки других исследователей, нужно провести критический анализ монографий и периодических изданий, чтобы выработать собственную позицию по теме исследования.

Чтобы создать выгодное впечатление у преподавателя, рецензента и каждого, кто решит почитать вашу теоретическую часть, вычлените дискуссионные вопросы и пройдитесь по ним со всей мощью интеллекта.

Это не значит, конечно, что по каждому рассматриваемому вопросу в рамках исследуемой проблемы нужно изобретать велосипед. Вы вполне можете занять точку зрения какого-то учёного – естественно, объяснив, почему вы разделяете эту позицию. Если вы будете в каждом абзаце лезть на рожон и отвергать все авторитеты, это вряд ли будет выглядеть адекватно. Лучше всего представить по основным теоретическим положениям различные взгляды и сравнить позиции научных школ и отдельных исследователей, а затем аргументировано объяснить, почему вы придерживаетесь той или иной точки зрения.

Но если вы твёрдо уверены в себе и своих аргументах, можно представить свой, новый взгляд на тот или иной аспект изучаемой проблемы. Лучше всего демонстрировать самостоятельность мышления по малоизученным вопросам – там, где ещё не успели оттоптаться монстры науки. Или же по вопросам, относительно которых позиция авторитетов явно устарела.

Помните, что вести дискуссию нужно с умом и дипломатическим тактом. Ни в коем случае не становитесь в позу «все дураки, а я д’Артаньян». Надо понимать, что спорить с признанным авторитетом очень сложно. Хотя никто не запрещает! Может, вы действительно создали новую концепцию, которая перевернёт науку.

Но в целом помните, что от дипломника никто не ждёт ярких открытий, претендующих на нобелевку, а потому и ниспровержение авторитетов на защите тоже не предполагается. Чрезмерное увлечение дискуссией может сыграть с дипломником злую шутку. Возможна неадекватная реакция преподавателей: от «Я с этим щенком не согласен!» до «Ты чё тут, самый умный?!».

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию под названием «горе от ума», рекомендуем воспользоваться вот этими советами:

1. Активно дискутируйте, не затрагивая концептуальные вопросы. Не рвитесь ниспровергать устоявшиеся теории, вносите свой вклад в науку по частным вопросам.

2. Будет крайне полезно прислушаться к мнению своего научного руководителя относительно дискуссионных вопросов.

3. Обязательно выясните, не входят ли дискуссионные вопросы, по которым вы намереваетесь проехаться катком своего разума, в сферу интересов кого-либо из преподавателей кафедры. Крайне не рекомендуется ниспровергать авторитеты, которые будут присутствовать на защите.

4. Если у вашего научного руководителя есть на кафедре научный, идеологический противник или просто заклятый друг, постарайтесь обойти вопросы из сферы его интересов по широкой дуге. Если же на битве разумов будет настаивать ваш научрук, готовьте к защите валерьянку.

Пора делать выводы

В результате изучения научной литературы по теоретическим вопросам вашей дипломной работы, а также её глубокого осмысления, у вас должны сформироваться выводы по изученным вопросам:

  1. Промежуточные, заключающие пункты/параграфы. В них освещаются основные теоретические положения, которые были вами рассмотрены в данном пункте, а также (если вы претендуете на высокую оценку) результаты обсуждения дискуссионных вопросов и личные мысли, идеи, наблюдения.
  1. Комплексные, завершающие теоретическую главу. Общие выводы по теоретической части складываются из промежуточных, но при этом не должны слово в слово их повторять. Учите, что если вы просто сложите промежуточные выводы, вряд ли ваш диплом потянет выше, чем на тройку. Делая обобщающие выводы по теории, вы должны отойти от частностей и произвести осмысление затронутых вопросов в комплексе. В идеале, у вас должна сформироваться собственная теоретическая концепция, которая станет базисом для практических разработок.

Если у вас есть практическая часть, то выводы по теории рекомендуется завершить резюмирующим заключением о недостаточной изученности темы, из чего вытекает необходимость проведения эмпирического исследования. Таким образом, выводы по теоретической части становятся мостиком к практике (иногда они даже выделятся в качестве отдельного структурного элемента теоретической главы). 

Если у вас весь диплом – теоретический, отличий особых нет. Пункты/параграфы завершаются промежуточными выводами, главы – обобщающими. Затем выводы по каждой из глав суммируются в заключении.

Добавить комментарий

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

2 комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии

Site Footer